Мода и деньги 2

Conspicuous consumption — показное потребление — было описано экономистом Вебленом еще в конце XIX века. Мир к тому времени разбогател достаточно для того, чтобы появился целый класс общества, тратящий деньги на покупку статуса. Покупка статуса — это любая трата денег с целью продемонстрировать место в общественной иерархии. На этом основана вся индустрия luxury goods. Это ответ на множество вопросов к предыдущей статье: кто и зачем покупает сумки Chanel и Hermes. Обсуждение в ключе «да они и некрасивые совсем» не имеет смысла, потому что их покупают не за красоту.

Cумки Chanel
Новый масс-маркет

Со времен Веблена статусные покупки постоянно менялись, преимущественно из-за того, что предыдущие становились доступны все большему количеству покупателей. К сегодняшнему дню «статусных товаров» (veblen goods) осталось очень мало, потому что все всем доступно. У всех есть огромные телевизоры, автомобили, модная одежда, украшения. Да, все эти вещи не одинаковы, у них тоже есть градация, но все они покупаются не из соображений выживания, а потому что нравятся покупателю, и на его индивидуальном уровне служат сигналом. Люди обычно соревнуются не с Вандербильдихой, а со своим кругом.

Никого не удивляет, что покупатели готовы платить огромную наценку за Мерседес или, тем более, Бентли. Многим кажется, что у дорогих автомобилей есть реальные, утилитарные достоинства, и за них не жалко заплатить. Однако, даже если считать, что таковые совершенства действительно есть, надбавка в цене гораздо выше, чем техническая безупречность. Это плата за статусность и престижность. Абсолютно то же самое касается супердорогих сумок Шанель и Биркин. Они лучше качеством, чем другие сумки, но несущественно лучше, а их цена объясняется сигналом, который они посылают окружающим: я могу себе это позволить.

Почему именно сумки стали основной статусной вещью в последние годы? Потому что с демократизацией моды, все одеты практически одинаково — в джинсы и свитеры, и выделиться одеждой стало очень трудно. Это что касается Conspicuous consumption. Но в пост-капиталистическом мире показное потребление уже изживает себя. Демонстративная трата денег стала считаться вульгарной и пошлой. Естественно, ведь как и во всем, когда тренд становиться майнстримом, элита признает его неприемлемым, и выбирает что-то новое, пока недоступное большинству. Надо понимать, что все эти процессы происходят подсознательно, это нормальное развитие человечества. Тренды возникают и умирают в большой массе людей, а не по личному решению кого-то одного.

Поэтому, за десять последних лет появилось понятие Inconspicuous consumption — непоказное потребление. Это трата денег на «культуру» и улучшение себя. Эти траты делятся на прямые и опосредованные. Прямые — это оплата образования, курсов, репетиторов, тренеров, коучей и так далее. Спрос на такие услуги растет во много раз быстрее, чем спрос на любые товары. А соответственно растет и цена. Высшее образование, к примеру в Америке, стало дороже вдвое (!) всего за 12 лет. Люди тратят огромные средства на изучения языков, персональных тренеров, учителей музыки — и не только для детей, но и для себя.

Опосредованные расходы гораздо сложнее и неосязаемее. Культурные сигналы — это знание, какие книги читать, какие фильмы смотреть, как проводить свободное время, где бывать, чем интересоваться. Это более тонкий сигнал, чем наличие определенного телефона или сумки, но работает точно также. И хотя чтение определённого сайта бесплатно, и цена билета на фильм Х не отличается от цены на фильм Y, исключительно дорого стоит само знание. Оно приходит из вращения в кругах, где его можно получить, и из родительской семьи, потому что нигде нет свода правил что и как следует делать, читать и говорить.

 

P.S. Все вышесказанное совсем не так пессимистично, как может показаться. Продолжение следует.

КОММЕНТАРИИ


    1. Вот именно! Ничего пессимистичного нет. Ну разве что для любительниц выделиться сумкой))

      0
      0
  1. А если в родительской семье такого знания не получил, как наверстать упущенное? 

    0
    0
    1. Стараться общаться (для начала в соцсетях) с определенными людьми. Подписаться на театральных критиков, режиссеров, странички театров, выставок. Спустя месяц-два станет более-менее понятно, о чем это все, ключевые персоны, какие тренды и так далее. Далее будет понятно, куда ходить в свободное время, а там уже и знакомые появятся)

      0
      0
      1. Месяц-два… Оптимистично. Эдмону Дантесу потребовалось 7 лет один на один с аббатом Фариа, чтобы из малограмотного матроса стать графом Монте-Кристо, а тут месяц:-))

        0
        0
        1. причем 7 лет практически фултайм самосовершенствования — других-то занятий в одиночной камере у него особенно и не было-) тогда как в реальной жизни гораздо больше отвлекающих факторов. во взрослом возрасте гораздо труднее наверстать все то, что можно получить за годы детства и юношества

          0
          0
          1. Вот кстати да. Для меня это стало одним из откровений взрослой жизни, что детство и юность — драгоценные годы для самообразования. У взрослого человека времени ни на что уже просто нет, если юность прохлопал — всё, поезд ушел, в большинстве случаев потерянных знаний и умений уже не наверстать. 

            0
            0
            1. Хорошее оправдание для тех, кто не желает особо напрягаться, достигнув 22-25. Многие останавливаются, и все. А чего уж там? Поезд-то ушел. Ну и что, что результаты не будут так блестящи в 40, например, как если бы изучал иностранный язык в период 5-15? Но они будут. Я начала учить еще один язык с нуля в 38, чтобы поступить в универ в Европе. Мне 43, и я уже чевертый курс заканчиваю. Ничего невозможного нет, было бы желание.

              0
              0
              1. Да, хотела сказать еще. Моя любимая подруга берет уроки фортепияно. Ей 39 сейчас. Сынишка пошел учится, и она решила тоже не отставать от него. Всегда она об этом мечтала. Но росла в неблагополучной семье, не до «пианинов» там было. Думаю, что как только ты для себя решил, что поезд ушел… можно смело говорить :»здравствуй, старость». Даже в тридцать. Даже и в двадцать пять

                0
                0
                1. В 22 года меня посетила идея заняться игрой на скрипке. Но все было не до того, другие были задачи и приоритеты. Тогда же прочитала в «Хомо Фабере» Макса Фриша, как его героиня (интересная женщина Ханна) в 40 лет  (тогда казался возраст ого-го!) начала учиться игре на скрипке, т.к. ее дочь занялась освоением этого инструмента. Вот тогда я подумала, что у меня есть время и никогда не поздно. Специально даже у скрипачей консультировалась, возможно ли  в сорок лет начать. И вот сорок стукнуло. Теперь вижу, как плавно подстраивала свою жизнь под одну из целей, скрипку. Успела освоить массу других задач и успеть их закончить, с тем, чтобы с сентября железно начать детям и мне заниматься. Предвкушаю.))

                  0
                  0
                  1. Супер!!! У меня со слухом совсем все плохо 🙂 Я бы тоже попробовала. И тоже на скипке.

                    0
                    0
                  2. Я в прошлом году искала репетитора по виолончели. Меня спрашивают: «Сколько лет ученице?». Я говорю:»41″. 

                    0
                    0
                2. Старости все равно учишься ты играть на пианино или нет, придёт тогда, когда положено (как климакс) и можно хоть 5 языков начать изучать в это время процесс от этого (внутренний физиологический) не остановится к сожалению, это конечно не значит, что нужно лечь и ждать конца, но все же всему своё время и язык учить — это правильно во взрослом возрасте, так как мозг тренируется, что является профилактикой определенных его состояний, просто нужно отдавать себе отчёт в том, что поезд все таки ход уже не набирает, а сбрасывает, иначе можно не заметить как превращаешься в смешную молодящуюся дуру у «которой жизнь только начинается» и «55 это новые 35»  в общем жалкое зрелище…. а вот поддержание нормального веса, уход за ним и лицом, ношение качественной (а значит достаточно дорогой) современной одежды, путешествия и санатории — это да, может значительно продлить восприятий твоей личности окружающими «как она хорошо сохранилась»

                  0
                  1
                  1. Согласна с вами про «жалкое зрелище»  чрезмерно молодящихся, Анна Р. Но я писала о «надстройке» над сумками Шанель в данный моент. Не об уходе за собой и качественных вещах, что, совершенно верно, никто не отменял, а о чем-то нереализованном  в юношеском возрасте, в плане навыков, умений, образования. Что никогда не поздно, и в наше время интернета порой и не накладно, освоить. Я, вот пятый курс экономического закончу через год и планирую пойти на курс живописи, всегда хотела. Сейчас совсем напряженно со временем. Учебники, лекции, работа part-time, семья. Мне будет 44 уже к тому времени. Я не думаю, что я буду выглядеть молодящейся старушкой, если буду учиться писать акварелью в этом возрасте. Как вы считаете? И да, я самая старшая на своем факультете в университете. Со мной учатся ребята 23-24 в основной своей массе. Но меня это совершенно не смущает. Это они меня побаивались на первом курсе: иностранка, да еще и такая взрослая. 🙂

                    0
                    0
                    1. Да. Хотела еще уточнить, у меня нету сумки Шанель. Не могу себе еще позволить все и сразу. И, даже, если не смогу и в будущем позволить эту сумку, не расстроюсь. Между сумкой Шанель и поездкой в Португалию или на Тенерифе в этом году, чтобы попробовать серфингом заняться, выберу второе. Фразу про Inconspicuous consumption  как надстройку над этими сумками я зацепила в одном из комментариев Лавинии. Хотя, по-моему, все наоборот. Но это тот же бесконечный вечный спор: сознание определяет бытие, или бытие — сознание.  Кто-то считает так, кто-то эдак. Мне ближе мысль, что в базе должно быть образование и развитие, а сумки уже где-то в надстройке, как приятное приложение. Но совсем не обязательное

                      0
                      0
                    2. Прошу прощения, Лавиния. Пересмотрела ваш комментарий. Вы не употребляли слова надстройка. Вы написали «Это не вместо Шанель, условно говоря, это ПЛЮС к ней». Памятуя, как вы негодуете, когда вас передергивают, извините.

                      0
                      0
                  2. А может никто не молодится в 50 лет ) А просто делают то что им нравится? У меня муж подруги в 70 лет пошел на курсы по искуству.  Он с детства был очень art человеком. И работа была связана с этим. Рисовал для себя, но никогда не пробовал скульптуру. И вот в 70 лет видимо пошел «молодиться». И в группе с молодежью учился лепке. И лепил с натурщиц. Не задумывались что люди могут делать что-то интересное для себя в любом возрасте? А не только ухаживать за лицом и покупать дорогие шмотки? Потом обычно бабульки в штатах которые все ухаживали ухаживали за собой, но больше ничем другим не интерисовались так и сидят в домах престарелых… и думают об увядающей жизни. В то время как другие ходят в тренажерный зал, по музеям, на уроки игры на скрипке… С вашей логики, когда приходит старость, то можно сразу в гроб ложиться ))) Не забыть прикупить новый наряд только для него и кремика побольше на личико, чтобы не так много морщинок было.

                    0
                    0
                3. Все правильно. Я сама такая. Но 99% населения так не рассуждает. Для них поезд действительно ушел. Я говорила именно о них. И кроме того, только во взрослом возрасте начинаешь сознавать, сколько свободного времени было в годы детства и учебы. Сейчас все приходится делать урывками и заставлять себя выбирать из любимых дел, потому что слишком много других обязанностей, которые ни на кого не переложишь. Вот хорошо было бы как-то давать это понять детям: не «Учись, иначе дворником будешь!» а «Учись, потому что потом времени уже не будет!»

                  0
                  0
                  1. Да, абсолютно верно, Алла Д. Отвечая на ваш комментарий, я ни на минуточку не имела вас в виду. Наоборот, у меня глаз всегда задерживается на ваших мыслях, поэтому, я примерно представляю ваш жизненный путь, и осознаю, что вы-то трудитесь сейчас намного больше среднестатической персоны. Трудитесь и в профессии, и над собой.  Это я всего-лишь поумствовала насчет «поезд ушел». Мне реально не понятны люди, которые используют эту фразу как отмазку. Вернее, мне абсолютно понятно, почему они так делают. Но я не переношу ленивцев. А особенно ленивцев, что еще и оправдываются. Уж, если ты выбрал для себя такой образ жизни, то не оправдывайся уже. Да, тысячи людей решили не напрягаться и жить в Индии на берегу океана (или у себя в Простоквашино), имея какой-никакой заработок даже 300-500 евро в месяц, не осваивать ничего нового, а наслаждаться закатами и питаться свежими фруктами  ( свежими малосольными огурчиками), слушать музыку, возможно, читать.  Я нисколько их не осуждаю, наоборот, мне нравится, что они сделали свой выбор. Я тогда понимаю, о чем с ними разговаривать, как себя с ними вести. Тоже расслабляюсь рядом и наслаждаюсь отдыхом.  Но люди, которые со всех сторон мне рассказывают, что » я хотел бы больше зарабатывать, получить образование в абсолютно новой области, выучить язык, научиться рисовать акварелью, освоить программирование…. но не могу, потому, что: кризис в мире, денег нет, живу в маленьком городке, времени нет, поезд ушел.  Вот, как и чем с ними общаться? Расслабиться? Не получается, так как бесконечный поток жалоб на что-то и кого-то. Попробовать рассказать, что все возможно, так они тебе такие замкнутые круги нарисуют, почему невозможно, что потом , вообще становишься им врагом потому, что искренне не понимаешь, почему НЕ. Поделишься своими достижениями или чем-то новым, что прочел, посмотрел, освоил,  чтобы обсудить и поговорить на эту тему, и тогда, вообще, тебе конец. Услышишь : тебе-то конечно хорошо, а вот у меня… И вы правы, Алла. Таких большинство

                    0
                    0
                    1. Да, это все действительно очень сложно. Большое спасибо за такие интересные мысли. Но в конце концов это выбор каждого. Свою голову не приставишь… это их выбор, им с ним и жить. 🙁

                      0
                      0
                    2. «Таких большинство» — может стоит сменить свой круг общения, и таких станет меньшинство?

                      0
                      0
      2. Почему театральные критики, режиссёры, да и вообще люди творческих профессий, считаются «определёнными, ключевыми» людьми, общение с которыми определит ваш уровень? Почему не врач, не архитектор, не инженер, не физик? 

        0
        0
        1. Тут видимо, ориентировались на некое богемное общество. Хотя я не знаю, что сейчас можно подразумевать под этим понятием и насколько оно вообще актуально.Я думаю, для начала можно читать классику или просто хотя бы качественную современную литературу вместо дешевых одноразовых романов, смотреть хорошее кино вместо наших убогих сериалов, узнавать что-то новое. Понятно, что пойти получать образование в университете в 30-40 лет мало кто захочет, да и большинству это не нужно.А вообще, я так подумала, главное — не корчить из себя интеллектуала, если таковым не являешься)) Это как с одеждой, когда ты не можешь позволить себе сумку Биркин, но всё равно берешь на неё кредит и носишь с одеждой из Зары (против бренда конкретно ничего не имею, просто для сравнения).

          0
          0
          1. Не так давно при вопросе «а ты это читала», адресованном одной знакомой, я получила очень пафосный ответ, что она читает классику, только классику, зачем размениваться на литературу низкого качества и т.д и т.п. Хотя речь шла о достойной книге, но не перешедшей в ранг «толстой-пушкин-достоевский».  Дело в том, что в нашей стране каноном считаются  наши классические авторы, неплохо знают европейских, очень мало американских, но тоже классических. Что меня поражает, литературы хорошей много кроме Достоевского, зачем кичиться этим пресловутым чтением классики. Так вот, для меня признаком качества стало знание и признание неких других разных книг кроме общеизвестных имён. (Например, мне сейчас нравится новая экранизация Рассказа Служанки, но кто читал М.Этвуд? Зато обсудить Анну Каренину или Софию,  это да, признак хорошего тона.)

            0
            0
            1. Пелевин и Сорокин для наших внуков тоже вполне себе классиками будут. И Вера Полозкова.

              0
              0
              1. Сорокин? Эта мерзость типа «Дня опричиника» и «Настеньки»? Надеюсь, что нет.

                0
                0
              2. Популярность Полозковой будет гораздо короче. Она уже сейчас залов не собирает.  Как только тусовка найдет кого-то поприкольнее.  Она что-то вроде поющих трусов, только от поэзии.

                0
                0
            2. Я читала M Atwood. Handmaids Tale, Alias Grace, Blind Assassin, еще что-то там, не помню уже. А так же еще миллионы человек — она очень популярна. Но хорошей литературой это никак не назовешь. Так, чтиво.

              0
              0
              1. Лауреат букеровской премии — чтиво? Серьезно? Что же тогда вы считаете «хорошей литературой», любопытно было бы узнать.

                0
                0
                1. Знаете, когда присуждали 1-ю Нобелевскую премию по литературе в живых были Толстой, Золя, Чехов, Марк Твен и Оскар Уайльд. Кто получил премию? Сюлли-Прюдом.И ведь не дураки ж присуждали.А другие «не дураки» думали: ну, ведь знают, вроде, что делают —  явно ж серьезный литератор.

                  0
                  0
                2. Это очень похоже на аргумент относительно вещей: «ну а вот в модном доме таком-то и не знали, что это уже и не носят».

                  0
                  0
            3. Воистину. Зачем ограничиваться только школьной классикой, когда есть, например, такие автора как Прохасько, Павич и Лу? Как по мне, если ты читаешь исключительно классику, то ты полностью выключен из контекста своего времени и нарочно себя ограничиваешь, не думаю, что в таком случае ты можешь называться человеком с хорошим образованием.

              0
              0
                    1. Если бы шутила, то поставила бы смайлик. 

                      0
                      0
                    1. Я слышала много раз. Но я из украиноязычной среды, может это только наша штука. Наверняка словари обновляются  по российским данным. 

                      0
                      0
                  1. А почему бы не склонять это слово как раньше, до того как оно решило (само?) поменять свой тип склонения? А потом оно решит писаться в род.падеже авторей? Я слышала,как говорили комарей и мастерей. Зачем изобретать велосипед непонятно только.

                    0
                    0
                    1. Украиноязысная все объясняет. Так что продолжаем говорить, как и ранее. 

                      0
                      0
            4. А Вы не думали, что ваша знакомая вовсе «не кичится», а действительно любит читать качественную литературу, находит в ней смысл и удовлетворение? Признаком какого качества для Вас является Этвуд???

              0
              0
              1. Качественная лмтература у каждого своя) качество - соответствие требованиям потребителя:
                0
                0
            5. Atwood очень даже знают! Ну, кто действительно любит книги и чтение. Она получила престижную литературную премию Man Booker Prize за свою книгу The Blind Assassin еще в 2000 году

              0
              0
          2. Научиться чему то у человека искусства проще, чем у физика -для этого нужна фундаментальная подготовка. Да и в разговоре можно удачно вставить фразу из ‘богемного ‘ лексикона

            0
            0
            1.  про «научиться чему-то у физика или у лирика» — мне попались на глаза правила жизни Ландау. Я уже заочно влюблена в этого дядьку. На очереди книга о нём и его жизни. Ричард Фейнман — почитайте.

              0
              0
              1. У меня много друзей- математиков. Я у них учусь железобетонному  структурному мышлению. 

                0
                0
            2. Вы замечали, что люди чаще вставляют в разговоре фразы из фильмов, чем из книг? Это понятнее и не вызывает мучительных пауз-вспомнить, откуда это? Когда говорят  фразами из фильмов  «День радио» и » День выборов», я готова изменившимся лицом бежать пруду☺

              0
              0
              1. я сериал «миллиарды»смотрю,очень нравится, там все герои американскую киноклассику цитируют от «Крестного отца» до » бегущего по лезвию»и «старикам здесь не место»- мне вот интересно насколько большинство зрителей контекст этих фраз понимают

                0
                0
          3. Ой! Про получение образования в 30-40 — ну, мммм, не совсем так. Я получала второе в 33, третье в 39, оно было уже в США. На МВА практически не было никого моложе 30, ведь пришлось поработать после колледжа и убедиться, что это твоё, что МВА тебе действительно нужен.Думаю, и у нас так будет очень скоро

            0
            0
            1. Как-то краем глаза застала какую-то передачу. Даже не помню о чем она была. Героиня передачи, вот пытаюсь вспомнить, боюсь соврать, но очень уж кажется, хотела похудеть. По крайней мере была очень полная. Так вот, когда она сказала, что у нее 5 высших образований, первая мысль была: лучше б она этого не говорила.  Какое-то щемящее чувство, похожее на стыд сразу восстало внутри. Сидит потерянная женщина с 5-ю образованиями… Верно вы говорите; » и убедиться, что это твоё, что МВА тебе действительно нужен»

              0
              0
        2. Наверное потому что состоявшихся критиков и режиссеров мало (такая профессия — или ты в седле, или — кассир), и сосредоточены они в культурных столицах, а химиков и архитекторов разного пошиба- полно и в провинции. Хотя, конечно, если ваш друг-химик — нобелевский лоуреат, тогда престиж такого знакомства безусловно высок

          0
          0
          1. У меня друг- ученый с мировым именем. Про престиж я даже не задумывалась ни разу. Даже удивилась. Я его просто обожаю. Он еще и голубоглазый блондин. И ему 76 лет. 

            0
            0
        3. У меня тоже такой же вопрос в голове возник. Отто фон Бисмарк сказал, перевод мой, не судите строго: «Первое поколение создаёт(зарабатывает) состояние, второе поколение управляет состоянием, третье поколение учит Историю Искусств, а четвёртое поколение опускается.» Это я по поводу того, что «ключевыми» считаются люди творческих профессий. Хорошо говорить о высоких материях, когда всё остальное в жизни есть, папа-мама-бабушка-дедушка (ненужное зачеркнуть, нужное подчеркнуть) заработали. 🙂

          0
          0
            1. Когда работаешь так, чтобы создать состояние, времени хватает только на отдых, хороший отдых с семьёй, но никак не на сидение в соцсетях с целью познакомиться с так называемыми «ключевыми» персонами и актуальными трендами, которые возможно уже завтра поменяются на полярно противоположные, ибо зависимы от очень многих факторов. А классика, как тут кто-то выше написал, она вне моды и трендов.

              0
              0
              1. Не знаю, я верю в то, что мы всегда находим время на то, чего по-настоящему хотим. Исключение — матери грудных младенцев.

                0
                0
                1. Как мать грудного младенца — уже второго — могу смело заявить: мы не исключение, на действительно то, что хотим и важно время найдётся. 

                  0
                  0
                  1. Как мать уже подросшего младенца, который, когда был грудным, не слазил именно  с моих рук, поэтому бабушки-няни исключались, могу заявить — иногда, увы, дело не в желании. Слава Богу, грудные младенцы быстро становятся негрудными.

                    0
                    0
                  2. Дети разные бывают. Во дворе есть женщина, у неё 4-ро. Все спокойные, она спокойная, довольная. А у меня двое, но я с ними выматываюсь.

                    0
                    0
                1. Это касается только пассионарных наций. На сайте таких нет. Им не до интернетов.

                  0
                  0
          1. «первое поколение создаёт состояние», второе поколение …проматывает это состояние

            0
            0
      3. В «поверхностных» соцсетях и знания будут такими же-поверхностными. Общаясь тут и там, знаний не получишь.Академические знания можно получить лишь читая классику  или учась в учебном заведении. Самоообразование встречается всё ещё довольно редко.

        0
        0
    2. ИМХО, начинать нужно (в тех же соцсетях) с тех личностей и культурных понятий, которые интересны лично Вам. А от них по цепочке пойдет дальше… Если желание есть, то все придет. Ведь большинство людей, которые говорят (например) «ложить» или «звОнить», говорят так не потому, что не знают, как сказать правильно, а по двум причинам: во-первых, потому что вокруг них все так говорят и говорить «культурно» — значит, привлекать к себе внимание и насмешки, а во-вторых, просто потому, что у них нет не малейшего желания меняться. Поэтому желание измениться, расти над собой — это уже 90% дела.

      0
      0
      1. Знакомые мне люди, говорящие неправильно, не столько боятся быть не такими как все, сколько: 1) вовсе не так уж твердо знают, как сказать правильно, 2) не задумываются об этом, их вопрос правильного ударения и т.п. не сильно волнует, 3) зависимы от окружения, говорящего определенным образом и влияющего на них, а пытаться противостоять ему нет потребности.  Насчет желания измениться и расти — полностью согласна, это главный движущий фактор!

        0
        0
      2. у меня так говорит муж, но какое это имеет значение, когда он прекрасно готовит?:D

        0
        0
        1. Ещё вылазит, влазит тоже очень круто звучит. И звучит на всех углах в последнее время. 

          0
          0
      3. «ЗвОнит» очень и очень вероятно может войти в словари как возможная форма, так бывает и уже неоднократно бывало. Сегодня мы не говорим катИт, но стихотворение в школе все до сих пор учат «зима катИт в глаза». И можно сколько угодно плеваться, но если для миллионов людей это норма употребления, то язык будет подстраиваться. Гораздо круче выглядит отсутствие снобизма на этот счет. Поправлять собеседника, закатывать глаза при неправильном употреблении, саркастическое фыркание, обсуждение в соцсетях выглядят гораздо нелепее порой. Извините, это не конкретно к вам обращение, просто мысли вслух, без персоналий.

        0
        0
        1. Я думаю что у любителей позвОнить всегда будут большие проблемы с дозвАниванием, даже если слово станет нормой.

          0
          0
            1. она сказала, что позвОнитспросить про ИХНИЕ тортЫ,а дальше помню очень смутно -топор, ковер, лопата, лес.

              0
              0
  2. ну слава богу — наконец-то приходит время настоящих непреходящих ценностей!!!

    0
    0
    1. Мне кажется, суть понята многими не совсем верно. Это не отказ от дорогих вещей в пользу культуры. Это ДОБАВЛЕНИЕ малодостижимых большинством ценностей. Это не вместо Шанель, условно говоря, это ПЛЮС к ней., только гораздо дороже. 

      0
      0
      1. малодостижимых..да. Вот только вопрос — почему они малодостижимы. Дело ведь не всегда в недостатке финансов или отсутствии нужного круга общения, благодаря которому, можно узнавать что-то полезное и нужное. Очень часто причиной является как раз не недостаток информации ( как там говорят : «сейчас время переизбытка информации, ее огромного количества, а раньше было время ее недостатка»:) ) , а, например,  отсутствие мотивации. Ведь банальное «надо развиваться, надо то, надо се..» порой упирается в такое же банальное » а надо ли?» Получается, что как раньше покупали дорогую сумку, не испытывая особого восторга перед ее внешним видом, то есть покупали чтобы показать что ты «в теме», так и сейчас без особого удовольствия а порой и с отвращением смотрят Тарковского или читают научную книжку, не дай бог не обмолвившись что вот уже давно хочу себе сделать губы, надеть лабутены и читать jojo moyes, да и мужчины мне нравятся как раз такие, которые смотрят на меня когда я с губами и в лабутенах)) мне с ними веселее, и они лучше ухаживают. Это к тому, что смысл ломать себя, надо делать то, что нравится тебе и твоей ЦУ. Буду рада, если затронете этот аспект, очень интересно ваше мнение:) 

        0
        0
        1. согласна с вами, я так сьездила в дурацкий Будапешт и обманывала себя тем что мне там нравится, вроде ведь круто мотаться в сити трипы на выходные, а мне это было совсем не надо. или вот, в 20 лет я любила фильм «одержимость» а потом поняла что это римейк на «квартиру» и зачем то целый год врала себе что обожаю «квартиру» потому что он парижский и с загадочным концом, пока не призналась себе что я и париж то вобщем то терпеть не могу:D а в «одержимости» был милый девичьему глазу джош харнет и задорные саундтреки

          0
          0
        2. Да, поэтому все должно идти изнутри, не потому что так надо, а потому что это нравится, доставляет удовольствие, то есть в том то и сложность достижения этих ценностей, они не так дороги, но для того, чтобы полюбить их по-настоящему нужно иметь определенный опыт, уровень образования, способности к анализу (а не просто кол-во прочитанного и непонятного) и т.д. это как с polished persons, о которых писала Лавиния, нельзя этому научиться, надо быть искренне доброжелательным к людям, потому что люди чувствуют твое к ним отношение.

          0
          0
      2. среди одноклассников ребенка дети занимаются плаванием, карате, танцами и только один мальчик занимается гольфом…. наверное это самое «это»

        0
        0
        1. Нет это не оно. У нас по классам ходили тренеры агитировали в спортивную школу по гольфу. Многие пошли. 

          0
          0
  3. И ещё наш язык является самым первым сигналом социально слоя. Когда кто-то начинает говорить, то сразу же можно определить, из какой среды этот человек. Ведь чисто  внешне людям разных слоёв  может быть доступно одно и то же (часы, джинсы и прочее), а  язык являет своеобразным маркером принадлежности к определенному слою. 

    0
    0
    1. Еще интонация. Жители микрорайонов​ говорят так вульгарно, интонация приблатненная, мелодика речи особенная.:
      0
      0
      1. Микрорайонов? Я думала, что микрорайоны это просто спальные районы с многоэтажками, где живут и врачи, и ученые, и учителя, и многие другие люди. А вы пишете о микрорайонах, как о гетто каких-то. 

        0
        0
      2. любая выпускница филфака может вам изобразить любой арго: от куртуазного до приблатненной фени-) устно и письменно. и что значит — «жители микрорайонов»?_) спальных районов? или каких-то других? сейчас иногда сложно отличить хамовники и выхино по контингенту — какая-то зашоренность, сорри

        0
        0
        1. Видимо, все, кто изначально вырос не в центре и не «на Ленинском». Мне так один коллега на полном серьезе говорил, что принципиально не общается с теми, кто вырос на окраинах Москвы, не его уровень. При первом же знакомстве выясняет, где собеседник рос.  Но там реально клиника, да и его в итоге уволили:)  Теперь жалкие жители микрорайонов, а то регионов ( о ужас!)  получают его зп, а он так и сидит без работы уже года 2 и жалуется не жизнь. Забавно все это — такие попытки из Москвы делать НЙ или Париж с гетто и «хорошими районами», и причислять себя к верхам. 

          0
          0
          1. ой, сколько дислайков) наверно, они тоже сочувствуют этому коллеге-жертве беспощадной системы и тоже ощущают себя избранными!а вообще, хорошо что что его уволили, так ему и надо.

            0
            0
        2. «Любая выпускница филфака может вам изобразить любой арго»Слово «арго» — среднего рода. Любое арго

          0
          0
      3. Почему только жители микрорайонов? Вот недавно дипломат, выпускник МГИМО разговаривал в ООН с интонациями гопника и с использованием  приблатненой лексики. Не думаю, что после работы он едет домой в спальный микрорайон. 

        0
        0
      4. Микрорайон это же просто единица  административно -территориального деления. Какая связь с культурой ? Заинтригована … 

        0
        0
        1. Пригороды Парижа, такие как Сан-Дени, тоже просто административно-территориальное территория, в нескольких станциях метро от центра столицы. Но как много скажет о вас факт проживания там. 

          0
          0
          1. Алекса, кто же спорит. Но предыдущий автор не использовал идентифицирующих топонимов. Просто «микрорайон», без уточнений это в Апрелевке или в Ю.бутово.

            0
            0
              1. Saint-Denis это именно Сен-Дени, потому что «ai» произносится как «э». К тому же задолго до того как Сен-Дени стал неблагополучным пригородом, он был известен миру благодаря базилике Сен-Дени, усыпальнице французских королей. В русскоязычной исторической литературе базилика называлась «Сен-Дени».

                0
                0
                1. как жаль, что у комментариев нет геолокации, все бы сейчас посмеялись, увидев откуда и кому даются такие советы про «учите французский»:-))) 

                  0
                  0
                  1. Немцы говорят, например,  Хамбург, Ляйпциг, Шлезвиг-Хольштайн, но сие ни в коем случае не значит, что по-русски так правильно. Вы же не говорите Москау вместо Москва? Википедия вам в помощь.

                    0
                    0
                    1. Скажите, вы всегда даёте непрошеные советы в повелительном наклонении в конце ваших комментариев? А может не стоит самоутверждаться, тем более анонимно, таким способом, и попытаться общаться доброжелательно. Попробуйте. 

                      0
                      0
                    1. Все те, кто читает блог Лавинии во Франции, проживают в Saint-Denis. И нигде больше. 

                      0
                      0
              2. Алекса, почему же вы не пишете «Париж» как «Пари»? Нужно быть последовательным, разве нет?

                0
                0
      5. Хуже всех, ИМХО, сейчас говорят молодые актеры на телевидении в различных сериалах. У меня просто уши в трубочку сворачиваются. Такое ощущение, что их с улицы за руку затащили на телевидение, дали в руки текст и заставили «грать» — а они слова сказать не умеют…

        0
        0
        1. Это не сейчас началось, это началось примерно в начале 90х, новое поколение актеров с ужасной речью и не менее ужасным всем остальным..

          0
          0
      6. Комментарий с «микрорайонами»  — это как сумка Биркин, купленная на рынке.) Так хотелось казаться!)

        0
        0
        1. Алевтина, никогда, потому что мода и снобизм — это понятия одного ряда, две стороны одной медали 🙂

          0
          0
  4. Очень интересная тема и я с вами абсолютно согласна: богатые люди в Америке по крайней мере очень негативно относятся к выпячиванию денег а за образование готовы платить огромные деньги. Более того атрибуты богатства теперь имеют социальную окраску: если ты живёшь в Вермонте и ездишь на Тесле, то это вызывает​ уважение, а если на Ферраре — то народ будет посмеиваться за твоей спиной

    0
    0
  5. Это породило другой тренд — «водил меня Серега на выставку Ван Гога». То есть все больше людей ходят на выставки/спектакли/концерты не потому, что им хочется и интересно, а потому что теперь так модно. Модно знать модных режиссёров, модно выкладывать селфи с очередной выставки где-нибудь в «Гараже», модно посетить закрытый концерт модного виолончелиста с трудновыговариваемым именем или закрытый кинопоказ малоизвестного, но перспективного европейского режиссёра.  Чем менее известно имя широкой публике — тем круче. По сути это то же статусное потребление, только под другим соусом. 

    0
    0
    1. Да, и пусть. Первые 10 раз сходит на выставки потому что модно, 11й пойдет, потому что стало интересно, что-то начал понимать.Детям будут прививать вкус к классической музыке, потому что это модно, а они вырастут и уже будут слушать Стравинского по велению души.Человек развивается, мы все можем стать лучше работая над собой, даже если изначально мотивация совсем не возвышенна.

      0
      0
      1. Не согласна с тем, что походы на выставки , которые не интересуют человека, только потому, что это модно, сделают кого то культурнее. Показушники и туда то ходят только с целью показать свой крутой наряд и покрутиться среди «элиты». А, да, сделать селфи «на фоне» и рядом с … А классику и не надо слушать всем и всегда. Для этого нужна особая обстановка и настрой, что в жизни сверхдинамичной не всегда возможно. Ну не слушает ценитель классики Баха или Листа в машине, во время пробежки в парке, для этого есть другая музыка. А вот хороший концерт в серьёзном концертном зале, дело другое, там даже юный любитель рэпа проникнется атмосферой и оценит музыку. И делать это надо не моды ради, а хотя бы из любопытства, тогда толк будет. А насчёт инвестиций, так умные люди давно поняли, что инвестировать надо в здоровье, знания и умения (именно в знания, а не в дипломы) и в профессию. Эти инвестициии окупятся сторицей. 

        0
        0
        1. Поверьте, на одной моде четыре часа Верди, например, не высидишь)))) Вы правы, сначала идёшь из любопытства, потом за компанию, потом начинает нравиться и ты ведешь ребенка на оперу и балет… И, о чудо! Ребенку начинает нравиться сразу… в 10 лет… то, что я, например, открыла для себя в 30) 

          0
          0
        2. Я слушаю в машине и Баха и Листа, и все прекрасно… когда под настроение еще даже лучше чем в концертном зале,   где все сопят, кашляют, и всячески ущемляют мое личное пространство своим физическим присутствием. Я люблю  классику, но самое  главное условие моей любви — способность выключить эту классику… когда хочется мне, а не когда хочется оркестру.

          0
          0
          1. grey square, вы с водителем, наверное, ездите? Пробовала включать того же Баха — концентрация на дорожном движении падает значительно 🙂

            0
            0
            1. по-моему наоборот, концентрации очень даже способствует, особенно в пробках под классический аккомпонимент кажется, что вместо хаоса — упорядоченное движение 🙂

              0
              0
        3. Да. Это как в советское время выставляли в стенках коллекции книг, которые никто не читал

          0
          0
        4. Да что Вы! Слушаем,и чаще всего именно в машине.Для этой цели купили хорошую магнитолу,с неплохими звуковыми характеристиками. А диски покупаем очень хорошего качества, выбираем исполнителей. Заказ порой надо ждать несколько месяцев,а то и год. Зато какое удовольствие в дороге!!

          0
          0
    2. А мне вспомнился фильм «1+1», эпизоды с картинами. Я вот правда иногда не всегда понимаю современное искусство. Может образования не хватает. Это, конечно, не означает, что я востаргаюсь «Медведями в сосновом бору». Вот эпизод с картиной в галерее, которая стоила 40 тыс евро. Для меня эта картина из той же категории, что и биркин «без лоха жизнь плоха», тренд, который по сути не несет в себе никакой ценности. 

      0
      0
      1. Тренд — это не что-то, что должно нести ценность. Это направление движения. 

        0
        0
      2. Согласна. У меня в таких случаях появляется ощущение, что меня «разводят». Малевич, например, со своими геометрическими шедеврами, Энди Уорхол со своими иллюстрациями и т.п.

        0
        0
        1. Меня всегда удивляет, как люди малосведующие в искусстве, ругают и называют подделкой «разводом» современное творчество: во-первых очевидно, что если вы не являетесь любителем и знатоком, скорее всего вам на глаза попадают какие-то совсем мейнстримовые не самые глубокие вещи, во-вторых даже если появляется возможность увидеть это самое современное искусство в лучшем его проявлении- очевидно же, что без должной подготовки невозможно оценить весь тот объем референса, метафор и самоиронии, который заложил автор произведения.

          0
          0
          1. Оооо. Опять к фильму «1+1». Там главный герой тоже «наследил» с метафорами и референсами. Когда смотришь произведения признанных мастеров ренессанса, возрождения и тд и тп, понимаешь, какой колоссальный труд за всем этим стоит, они разрабатывали свою технику, свои краски, вырисовывали каждую деталь, добивались невероятных эффектов для придания объемов, свечения, масса набросков, поиск натуры и натурщиков. Картины писались годами.  Это вызывает уважение. А большая часть современного искусства для многосведующих не более чем маркетинг, говорю же «без лоха жизнь не та», кто то на этом хорошо зарабатывает. Посмотрите «1+1», там как раз очень характерный эпизод, как Филипп впаривал картину Дриса (своего помощника) за очень приличные деньги. Скажите, пожалуйста, что вам от самоиронии автора? Вот лично вам? 

            0
            0
            1. за картинами малевича стоит огромный труд. он как никак основоположник целого движения!)

              0
              0
              1. Я не эксперт. Но никак не могу с вами согласиться. Бунт- это не труд. Это что-то другое. 

                0
                0
            2. Конечно — маркетинг. Сговор элиты критиков, владельцев галерей. Критерий и есть тот, о котором вы пишете: может ли любой повторить это произведение изобразительного искусства? Очевидно же, что Малевича или Ротко может повторить если не каждый первый, то второй.

              0
              0
              1. какое невежество !критерий,по которому та или иная работа может называться искусством,вовсе не в том с какой легкостью такую работу можно воспроизвести.Ценность в идее,концепции,цветовых нюансах…и вы глубоко ошибаетесь,что это легко воспроизвести…в настоящие произведения искусства вкладывается душа!да и техника у того же Ротко не такая примитивная,как вам кажется на первый взгляд,и у МАлевича не так все просто..(почитали хотя бы историю искусств,искусство должно развиваться,на каждом этапе свой язык..

                0
                0
          2. …Почему нужно восемь страниц текста, чтобы объяснить, что такое «Черный квадрат»? Когда смотришь на произведения Васнецова или «Троицу» Рублева, то объяснять ничего не нужно. Чувства передаются без объяснений, а когда надо включать голову, то это мне напоминает интеллектуальный онанизм. Извините. Поэтому никогда не надо стесняться говорить: «Мне не нравится». Король голый. Одна фраза, и все понятно.Автор не я. Жаль, что не я.

            0
            0
            1. Малевич это направление в искусстве, возникшее в 10-20 года прошлого века (100 лет назад!). Современное искусство после этого уже 10ки других направлений открыло, тысячи других художников появились, а вы все судите современное искусство по работе 100 летней давности. Прежде, чем кричать про голого короля, его сначала надо хотя бы увидеть

              0
              0
            2. Ну кому-то и «Троицу» Рублева объяснять надо J Если так рассуждать, то что в ней такого?
              Икона как икона. Иконописцы вообще вон людей рисовать не умели – они у них
              плоские, коричневые и все на одно лицо. А то, что она у вас какие-то чувства
              вызывает, то это тоже «интеллектуальный онанизм», потому что, смею
              предположить, вам, как минимум, об этой иконе известно, что она древняя и ее
              написал Рублев – известнейший иконописец. Наверняка, вам даже известен
              библейский сюжет. А если еще вспомнить те нелегкие времена, когда была она была
              написана эта икона, то получается, что за простой раскрашенной доской тянется
              уйма смыслов. Так и в «современном» искусстве (в кавычках, потому что Tweedo уже написала, что
              Малевич, это не современное искусство). За каждым произведением тянется вся
              история живописи: и Васнецов, и Рублев, и Да Винчи, и проч. Это как в том меме
              про суслика, которого не видно, но он есть.  

              0
              0
              1. Знаете, Троица все-таки не икона как икона. Я когда хожу по иконным залам Третьяковки, всегда поражаюсь, как это возможно, будучи стесненным такими строгими иконописными канонами, создать такой шедевр.

                0
                0
              2. «Троицу» Рублева,конечно,надо объяснять. Не каждый знает иконописную символику ,не каждый понимает,почему люди на иконах изображены «плоскими». Но ведь и неподготовленному взгляду видно,что «Троица»- это шедевр.Как в живописи,так и в иконописи.Так до Рублева еще не писали. Посмотрите на древние иконы,они другие. Да,существовали определенные традиции написания икон.Они явно отличались от картин.Но Рублев своей «Троицей» заложил определенный канон.И именно по его канону пишутся все иконы сейчас. Если они не соответствуют этому канону,то так и называются «неканоничные». Хотя могут обладать художественной и исторический ценностью,конечно. Малевич что нового привнес в искусство? Ничего. «Ценители» только пытаются восхищаться,что-то доказывают,убеждают.А вот «массам» не надо! Не надо такого «искусства» . Зато в рамках дизайна и архитектуры  его супрематизм наиболее приемлем.Многие дизайнерские школы и институты архитектуры  базируются на теории Малевича.

                0
                0
            3. Вот уж действительно, смотришь на «Троицу» — и все понятно. И кому только в голову взбрело десятитомники писать  о роли обратной перспективы и символизме христианских аллегорий. Из которых потом вышли многие теории искусства авангардистов, как бы между прочим.

              0
              0
          3. В фильме «Следствие ведут знатоки» (15 серия «Подпасок с огурцом») была такая героиня-Муза Анатольевна,искусствовед. Вот в таком же ключе рассуждала,как и Вы. («объем референса, метафор и самоиронии»). По сути-вода.

            0
            0
        2. я современное искусство
          не понимаю потому
          что там все сложно и такое
          я сам могу нарисовать

          0
          0
        1. Мне лично ничего. На конфетах хорошо смотрятся. А чем вам они так нравятся? 

          0
          0