Вежливость - со всеми

Вежливость – со всеми

58 комментариев

Я давно обдумываю эту тему. И накопилось много наблюдений за тем, как некоторые люди ведут себя с обслуживающим персоналом.

Так как в Советском Союзе практически не было ситуаций, в которых одни обслуживали других, люди выросли без умения выстраивать подобные отношения, без выработанного кода поведения. И теперь, когда половина населения работает в обслуживании другой половины, смотреть на это бывает довольно грустно.

Кто бывал в московском ресторане Пушкин? Хорошее место, но как меня передёргивает от обращения «сударыня»! Это не только стилизация под «старину», тон, которым это произносится, такой преувеличенно уважительный, даже подобострастный. Я одно время перестала туда ходить, так это раздражало. Еще там с поклонами выходили какие-то девушки с лютнями, а официанты вели себя как классические половые в трактирах, так знакомые нам по советским фильмам о прогнившей царской России.

Смотрится все это просто дико. Но встречаются во всех «пафосных» московских ресторанах. Система Барин и Холоп живее всех живых. Ни в одном самом дорогом и модном ресторане на Западе вы не встретите такого отношения. И я не раз слышала возмущения по этому поводу от российских туристов. «Да кто он такой!» и «Да я свои деньги плачу!». Это же касается и всего прочего обслуживания: стюардесс, горничных, просто клерков. «Я деньги плачу и они мне обязаны обеспечить СЕРВИС и УВАЖЕНИЕ!»

Люди искренне считаю себя entitled , как будто деньги действительно определяют количество положенного человеку уважения или вежливости. Это отражается даже в языке. Я думала, что слово «обслуга» встречается только в карикатурах про буржуев, но нет, оно весьма популярно даже среди приличных с виду людей и подразумевает уборщиц, нянь, официантов, водителей и т.п.

Высокомерное, снисходительное, грубое отношение к людям, которые на кого-то работают, говорит о человеке очень многое. Это и жалко, и смешно.

Не обязательно откровенно хамить, чтобы показать кто здесь хозяйн. Покровительственная вежливость бывает еще неприятнее. Не надо забывать, что покупаются услуги, а не отношение. Идёт обмен денег на действия, а не на почитание и восхищение.

И с обратной стороны продается не подобострастие к начальнику или клиенту, об этом тоже многие забывают. Никто не обязан за зарплату обеспечивать другому высокую самооценку.

Вообще, после десятилетий социализма, разделение на плебеев и патрициев довольно смешно. Ну, если только как временное помешательство от богатства. Но уже почти тридцать лет прошло, пора излечиться, мне кажется.

 

 

+ (0)(0)
Опубликовано Ноя 12, 2012
 Рубрики:   Манеры и Этикет
Статьи, которые могут быть Вам интересны:

58 комментариев

елена
12 ноября 2012 в 07:09

Многие люди и деньги-то зарабатывают только с целью повышения своей самооценки за счет унижения менее богатых. А Вы их мечты хотите лишить

+ 20
Мария
12 ноября 2012 в 07:51

Прекрасно,что Вы написали об этом пост. Наблюдаю это постоянно в Москве,так ведут себя и мужчины,и женщины,причем чем дороже ресторан или магазин, салон красоты,няня,уборщица и т.д.,тем хуже все это выглядит.Особенно замечаешь это после нескольких лет проживания в Европе. Но ведь вежливости с детства учатся,в семье

+ 10
Oksana
12 ноября 2012 в 09:40

Эту статью могла бы написать я, настолько эти мысли мне созвучны. И те же противные ощущения от “сударыня” были в “Пушкине”. Столько раз приходило это в голову, даже в тех же выражениях. Только я не назвала бы это вежливостью. Это именно что подобострастие и услужливость в самом плохом смысле этого слова.

Мне кажтеся, десятилетия социализма, каким он был в СССР, полностью выхолостили истинную идею о равноправии людей в самих же людях. Поэтому и жива до сих пор эта модель с двумя вариантами: барин и холоп. А когда холоп становится барином, он поддерживает эту же модель, только с другой стороны

+ 10
Оля
ответил Oksana

Со статьей согласна, но сударыня – обычное русское обращение. А как иначе? У нас просто нет адекватного аналога мадам, синьора, пани и т.п. Госпожа без фамилии не употребляется. Вы не согласны?

+ 31
14 ноября 2012 в 09:25 Ответить
Lina
ответил Оля

Я с Вами согласна. Так повлияло затянувшееся крепостное право, другими словами рабство, на русский язык. А теперь этот язык влияет на самих людей. Действительно нет нормального уважительного и равноправного обращения к другим людям в русском языке. Поэтому часто культурным людям приходится обходиться совсем без обращения безликими фразами типа “Будьте добры”, “Позвольте” и т.п.

Достойный человек возвышает окружающих, низкий – унижает. Закон нивелирования человеческого общения: каждый хочет общаться с равными себе.

Свободный человек не хочет быть ни рабом, ни господином. Иметь рабов желает только раб.

+ 40
28 ноября 2012 в 05:09 Ответить
Chegevara-che
12 ноября 2012 в 11:22

С другой стороны, часто цена услуги, особенно в люксовом сегменте, формируется именно с учетом повышения самооценки клиента и подобострастного отношения.И вообще вот это самое подобострастие- одна из самых востребованных услуг на рынке. Вопрос в том, что и зарплата должна так же насчитываться. И так и в расчете должно быть указано- столько-то за реальную услугу, столько-то “за прогиб перед клиентом”.
Согласна с Вами, неприятно видеть подобное. И боюсь, еще через 30 лет ничего к лучшему не изменится. Изменения возможны, если какой-то тип поведения признается социально неприемлемым. К сожалению, “строить обслугу”- вполне одобряемое действие.

+ 10
12 ноября 2012 в 11:41

Да-да, последняя часть текста, про самих работников “ножа и топора”, – очень важная. Сама же “обслуга” себя считает часто низшей кастой, поэтому и работу свою не уважает, и, вырвавшись каким-то образом “выше”, начинает вести себя с бывшими коллегами “по цеху” так, как ей давно хотелось.

+ 10
Лира
12 ноября 2012 в 12:03

Когда бывала в Пушкине никогда не ощущала подобострастие к себе при обращении ко мне “сударыня”. Вот, если бы “барыней” назвали, то другое дело. Ведь сударыня – это вежливое обращение к девушке, женщине и не более того. Ну, и ещё архаизм это…

+ 10
Света
12 ноября 2012 в 12:07

мое мнение таково, что ведут себя по хамски по отношению к обслуживающему персоналу только те люди, которые не могут изжить в себе раба.

+ 20
ответил Света

Это называется “передай другому”. Унизил вышестоящий – отыграюсь на официанте. Мало кому удается порвать замкнутый круг.

+ 20
12 ноября 2012 в 14:37 Ответить
L
ответил Света
+ 00
25 августа 2017 в 16:55 Ответить
12 ноября 2012 в 14:15

Люди, которые имеют в своем лексиконе слово “прислуга/обслуга” и проч, никогда не имели оной. “Прислуга должна знать вое место” – очень частая фраза у них.
Но вы правы, что нет культуры общения с домашним персоналом в частности. У меня другая проблема – наоборот. Как сделать так, чтобы домашний персонал из тебя не вил веревки? У нас дома была помощница по хозяйству, сколько я себя помню, но как только она перешла под мою юрисдикцию и вышла из под родительской, я так и не научилась показывать, кто в доме хозяин, не поймите меня неправильно. Как противиться излишнему сближению? Вот вопрос, который меня интересует…

+ 00
lera
ответил Olga Komarova

в очередной раз – неотделимость моралного от эстетического. но таки прогресс неумолим, еще немного и уже все будут знать, как азбучную истину, что такое поведение и является плебейским

+ 01
12 ноября 2012 в 18:04 Ответить
Blogo-go
ответил Olga Komarova

Строить отношения не на основе “Вы мне помогаете”, а на основе “Вы у меня работаете”. Помощница приходит не в гости, а на работу. Конечно, проще очертить границы с новым человеком, с чистого листа. Письменные инструкции также очень хороши – они дают как раз эту необходимую дистанцию, строгую интонацию.

+ 00
13 ноября 2012 в 07:32 Ответить
ответил Olga Komarova

это трудно, если не невозможно. меня тоже интересует

+ 00
14 ноября 2012 в 20:59 Ответить
Shamsi
12 ноября 2012 в 17:42

“Хозяйн” – это орфографическая группа на уровне “войн” и “выйграл”?))

+ 00
Yuliana
ответил Shamsi

да, и еще “мозайка”. меня это раздражает не менее, чем кого-то чье-то подобострастие…

+ 00
13 ноября 2012 в 09:34 Ответить
Beautyleaks
12 ноября 2012 в 17:47

Согласна, я в своё время думала на эту тему. Но с другой стороны- может в Москве все официанты “выслужливые”. А в провинции много хамства. Думаю хорошие чаевые этот вопрос решают. А что делать против чрезмерной вежливости- не знаю =)))

+ 00
Елена
12 ноября 2012 в 18:45

Задумалась. Что объединяет людей? Чувство собственной значимости. В общении с другими люди защищают, поднимают или подчеркивают свою значимость.
А с персоналом или поднимают (“Как я сказала, так и делать!”, “Я сейчас позвоню одному человеку…”), или подчеркивают (“Моя фамилия… это вам о чем-то говорит?”, “Да кто вы такая?”, “Вы знаете, кто я?”, “Я плачу, вы пляшете.”).

Я знаю, что в одном учебном учреждении есть такое задание- ученик должен отмечать где, когда и с кем он проявил свою значимость (или как у них- Эго). И, по отзывам, это очень трудно – свести к минимуму проявление своего Эго.

Кстати, в помощь учащимся- диктофон, чтобы записывать свои разговоры и прослушивать их, в конце дня, удивляясь (ужасаясь).

+ 01
Yana Goray
12 ноября 2012 в 18:52

“Пушкин” замечательно разложен по полочкам в фильме “Пока ночь не разлучит”

+ 00
Anastasia
12 ноября 2012 в 21:51

Это всё верно, но мне всё же как-то не особо нравится, когда девушка на кассе супермаркета (весьма недешевом) обращается ко мне на “ты”. Я за дистанцию, приправленную вежливостью с обоих сторон. =)

+ 10
Александра
12 ноября 2012 в 22:26

Ох, сразу вспоминается Божена и ее “совсем челядь распустилась”.

+ 00
Дарья
ответил Александра

Вот именно её и вспоминала, пока читала текст)))

+ 00
13 ноября 2012 в 11:09 Ответить
Lisa
ответил Дарья

Я тоже о Божене сразу подумала. Обожаю ее читать, но она часто не скрывает своего презрения к той самой “челяди”. Впрочем, надо отдать ей должное – она не скрывает своего презрения к кому бы то ни было.

+ 00
15 ноября 2012 в 05:33 Ответить
Александра
ответил Lisa

И за что же надо отдать ей должное – за нескрываемое презрение почти ко всему миру? Тут скорее пожалеть надо.

+ 10
15 ноября 2012 в 11:12 Ответить
Lisa
ответил Александра

Отдать ей должное за честность. Честность – это достоинство (мое личное мнение), а отдавать должное и есть признавать достоинство.

+ 00
15 ноября 2012 в 23:56 Ответить
Александра
ответил Lisa

На улицах достаточно много городских сумасшедших, которые тоже честно выливают свою ненависть и презрение на всех, кто проходит мимо. Отдадим должное?

+ 30
16 ноября 2012 в 12:27 Ответить
Lisa
ответил Александра

Все люди разные. Возможно, есть кому отдать должное и городскому сумасшедшему, если есть за что… Может быть он когда-то человека из пожара спас, или он прекрасный поэт. В данном случае, признавая что Божена часто с презрением отзывается о людях, я отмечаю, что она это делает не разделяя между бедными и богатыми, образованными или нет и т.п. Если сама фраза “отдать должное” вас смущает, то можете заменить ее на “хочу отметить”. Поверьте, я никого не призываю отдавать должное Божене, это вообще дело личное и непринудительное.

+ 00
17 ноября 2012 в 10:05 Ответить
Вероника
ответил Lisa

Божена называет “челядью”, как правило, не в меру зарвавшихся работников из сферы обслуживания. Ни разу не видела и не слышала, чтобы она так назвала добросовестно выполняющих свою работу. Так что в случае с ней речь не о том, что обсуждается здесь.

+ 00
20 ноября 2012 в 04:47 Ответить
Ohh-Tallulah
13 ноября 2012 в 11:57

С другой стороны, те, кто работают в российском сервисе, часто не стесняются в открытую оценивать клиента и уровень обслуживания и дружелюбности часто зависит от этой оценки. Очень неприятно с этим сталкиваться. Наверное, это защитная реакция какая-то:)
Мне кажется, это от искаженного представления, что включает в себя понятие сервис/обслуживание. Обе стороны видят в этом что-то недостойное почему-то и вот так себя ведут друг с другом.

+ 00
Лилия
13 ноября 2012 в 18:40

Вот! А я всегда говорю своим дочкам – если знакомитесь с мужчиной, сделайте несколько проверочек – посмотрите, как общается с официантом (уровень культуры), загляните к нему в ванную комнату (чистоплотность), напоите и понаблюдайте, как он себя ведет (не мудак ли) и заведите разговор про апартеид и нетрадиционную сексуальную ориентацию (широта взглядов). Плюс ЧЮ должно быть детектед. Если везде гуд, тогда вперед.

+ 01
Oksana
13 ноября 2012 в 20:03

link to teh-nomad.livejournal.com

Эта статья объяснит многое из того, что мы не понимаем и не принимаем.
По поводу обращения к клиенту – пусть уж называют сударыней, чем ЖЕНЩИНОЙ. Обращение на “ты” – это явно перевод с того языка, на котором девушка на кассе супермаркета думает. Например, в Израиле не принято обращаться на “вы”. Только выходцы из СССР и нынешнего постсоветского пространства используют такую вежливую форму обращения.

+ 10
HelloKitty
ответил Oksana

А как же немцы? =)

+ 00
17 января 2013 в 21:21 Ответить
nicusia777
14 ноября 2012 в 04:53

Сударыня это устаревшая форма, да. но почему же вас не коробит ображение мадам во Франции ,или синьера в Италии? Нормально, когда есть сервис в обслуживании. ненормальн,о когда играют ,,под полового ,,Но при чем тут советсkий союз? Вы что ? как будто 1000 лет прошло и вы не помните ничего !Уж там то как раз и не было никакого социального разделения, а наоборот нарочистая уравниловка в рангах. Вопрос в том что ментально мы совсем не европейцы ,а во многом азиаты отсюда и внутреняя культура такая

+ 10
14 ноября 2012 в 07:36

Лавиния, Вы как-то удивительно для себя в этот раз не раскрыли тему! Вы забыли упомянуть, что в “подгнивающей Европе” с сервисом как раз очень большие поблемы. Как раз по причине выросшего на пустом месте чувства собственного достоинства у обслуживающего персонала. Сколько раз мне отбивала аппетит надменая физиономия официанта с бегущей строкой у него по лбу: “Я тут работаю, а вы расселися”…Никто не станет расшибаться за собственную ошибку, максимум снизойдут до извинения. Не нравится работа халдея? Никто не держит, работнику должно быть в кайф обслуживать! Зайдите в Талион в Питере, попросите метрдотеля Славу и Вы поймете, что все что Вы написали, можно спокойно стирать. Для чего мне снисхождение при подаче супа?? Или пофигизм французского парикмахера??
Все мы сканируем друг друга: настроение, социальный уровень и пр, одни люди вызывают симпатию, другие нет, но обслуживать надо всех одниково хорошо. Поэтому я лично, выбираю “сударыню”, вместо равноправия за мой счет.

+ 01
ne-besnaja.livejournal.com
14 ноября 2012 в 08:17

я работала официанткой, и знаю, что злой и обиженный официант ничего вкусненького не принесёт )) так что не груби тому, кто еду тебе несёт ;))
а так же, я всех своих знакомых учу правилу, что если не оставлять официанту чаевых, то в следующей жизни будешь официантом, а мне этого совсем не хочется ;)) в конце концов, если не понравился сервис, я просто больше не пойду в это заведенье, и они потеряют ценного клиента 😉

+ 01
Anna
ответил ne-besnaja.livejournal.com

Очень странное правило. Ни в какой из стран, где я бывала в ресторанах и кафе с обслуживанием, чаевые при неудовлетворительном сервисе не оставляют обычно (из общения с местным населением). Не хамить обслуживающему персоналу – это просто нормальное поведение воспитанного человека, но поощрять некомпетентность или халатность – увольте.

+ 30
14 ноября 2012 в 09:21 Ответить
Юлия
14 ноября 2012 в 10:31

хамить, конечно нельзя
и отношения по типу “хозяин жизни и его самоотверженный раб” я считаю нездоровыми
но вот что человек, который платит деньги, и именно за обслуживание в том числе, имеет право на качественный сервис и уважение (да-да, как раз таки за деньги), то, вы уж меня извините, это прописная истина
возможно, я не так поняла, объясните, пожалуйста, вы считаете, что тот же официант, например, НЕ обязан соблюдать правила этикета в отношении клиента? не обязан быть вежливым и предупредительным?
я, например, работаю с людьми и всегда считала, что в деловом общении я именно обязана проявлять такт и уважение к собеседнику, даже если у меня выдался очень трудный день, болит голова етц.
я не права?

+ 20
Lina
ответил Юлия

По-моему Вы действительно не совсем поняли обсуждаемую статью.
Речь идёт не о том, что работники сервиса “не обязаны быть вежливыми и предупредительными”. Речь о том, что вежливым должен оставаться и тот, кто покупает этот сервис. Культурный человек даже заплатив официанту хорошие чаевые никогда не позволит себе хамить этому официанту и унижать его.

+ 00
28 ноября 2012 в 05:30 Ответить
Lina
ответил Юлия

И ещё. Если кто-то желает купить уважение за деньги – значит он его не достоин.

+ 10
28 ноября 2012 в 05:40 Ответить
Ники
14 ноября 2012 в 14:20

Прекрасно и очень точно написано. Уважение не покупается. У нормальных людей принято ко всем людям, независимо от того платил ли ты им деньги за что-то, общаться вежливо и культурно.

+ 10
La
14 ноября 2012 в 20:11

Это Вы про Божену написали.

+ 00
Fifa
ответил La

“Временное помешательство от богатства” – хорошо сказано! Все проходит, и это тоже пройдет!

+ 00
15 ноября 2012 в 05:47 Ответить
Nik.Rita
15 ноября 2012 в 14:33

Шаг номер один-все люди равны.Шаг номер два-все отнять и поделить.

+ 00
Lina
ответил Nik.Rita

Какой примитивизм. Так рассуждает только разбогатевший комуняка.

+ 00
28 ноября 2012 в 05:33 Ответить
Xa
ответил Lina

“Разбогатевший коммуняка” никогда не будет призывать к “отнять и поделить”. Зачем же он тогда богател? )))

+ 00
11 января 2013 в 13:51 Ответить
16 ноября 2012 в 11:23

Очень актуальная и печальная одновременно тема. Довелось однажды наблюдать как тетки из топ-менеджеров одной ресторанной сети обращались к интеллигентному администратору гостиницы : “Милочка, шурши сюда, принеси-ка нам мед в сауну!” Это как раз случай когда на верхушку лестницы взобрались подобострасные лакеи. Очень неприятно.

+ 10
16 ноября 2012 в 11:27

И еще , в догонку, вежливость, она как свежесть, – либо есть, либо нет. Если вежливость проявляется в отношениях с избранными, то это не вежливость, а лицемерие.

+ 20
Лера
17 ноября 2012 в 09:22

К вопросу об отношениях между помощником и нанимателем: я, к сожалению, почти каждый раз приглашая домой помощницу по хозяйству со стандартным перечнем услуг, пылесос/влажная уборка/туалет, сталкиваюсь с не очень качественной работой. К примеру, на полках с косметикой пыль вытирается только перед банками, а под ними и за ними – нет. И в такие моменты я чувствую острую неловкость сказать этому пожилому человеку, что он халтурит, потому что я встречала самую разнообразную реакцию от “да это сейчас налетело”, “ну там не видно же” до “не стыда у меня ни совести молодой такой сикозявки тыкать”.
Ну или же если она целый день метет, моет, вытирает, не предложить ей чай хотя бы. Наверное, советское воспитание сказалось и на мне, хотя мне 27)) в итоге, приглашаем помощников только в экстренных случаях, потому что у меня комплексы)) ну или просто я ни разу не встречала энергичных и довольных помощниц, у всех печаль и страдания на лицах.

+ 10
Rusalka
ответил Лера

Приглашайте студентов, в Германии студенты обычно рады подработать таким образом. Чаще всего, конечно, иностранцы.

+ 00
20 февраля 2013 в 00:59 Ответить
Lidia
19 ноября 2012 в 05:46

Как точно подмечено! Есть еще и невербальные способы показать кто тут важный, например, я часто замечаю, что в России очень плохо с контактом глаза в глаза. Обращали внимание? Разговариваешь с человеком, например, в жкх – он(а) вообще в глаза не смотрит. Или бывает заискивающий взгляд. Это еще зависит от положения головы: часто смотрят сверху вниз, запрокинув голову. Или наоборот изподлобья. Я обратила на это внимание, когда из Швеции приезжала в Россию. В Швеции меня уже семь лет поражает как люди открыто смотрят в глаза и при любом росте и возрасте обычно контакт на равных. Но даже вот я понимаю это все, наблюдаю, тренируюсь, но перестроится давольно тяжело, даже когда постоянно вращаешься в этой среде. Не верю, что в России что-то улучшиться в этом плане. Все системы подразумевают иерархичность.

+ 00
Viktoria
ответил Lidia

С контактом глаз, у нас действительно плохо, но это обусловлено национальной особенностью и не имеет отношения к высокомерию. Не принято в славянских странах смотреть друг на друга в упор. Бывает и другое, в раздевалке, заходя всегда здороваюсь, а вот ответа часто не получаю, списала на нашу национальную особенность 🙂

+ 00
5 марта 2013 в 15:04 Ответить
Имя*
ответил Lidia

Так просто страшно в глаза людям смотреть. Ты открываешься, и становишься предельно уязвимым.

+ 00
9 февраля 2014 в 09:19 Ответить
Viktoria
14 января 2013 в 07:08

А мне нравится, когда официанты в Европе, могут вести непринужденную беседу и порекомендовать, что-то вкусное. А не с перепуганым взглядом и затаенным дыханием ждут твоего решения. Интереснее же и комфортнее, когда люди могут обмениваться информацией на равных. 🙂

+ 00
stacyki
17 января 2013 в 03:10

А как россияне относятся к другим национальностям, причем у них же и отдыхая?
Были в отеле в Турции, а там чудесные ребята-официанты, все в белых рубашках, вежливые и общительные, бытовой английский на уровне. Русские же относились к ним как к последнему дерьму… Не спасибо, ничего… и вот сидит такая жирная кошелка в разнопером парео, кроме Хеллоу ничего не знает, а как царица! Так мне обидно за этих ребят было…
А про английский язык?
Классическая типовая фраза “Я тут деньги плачу, вот пусть сами русский и учат”.

+ 30
Jolie_Madame
16 октября 2013 в 03:17

Конечно все верно написано, но по мне лучше холопское отношение наших работников общепита чем “демократия” парижских официантов либо классический снобизм старой гвардии при виде богатой леди;)

+ 00
Лена
19 ноября 2013 в 08:23

Прекрасная статья! Очень важная темаДаже удивительно, что вы одно время могли дружить с Боженой, которая, как появились первые три рубля, сразу возомнила себя барыней с челядью и холопами :)) Особенно смешно, когда  она это пишет про Европу: как она туда приезжает по своей туристической визе – и весь европейский сектор услуг сразу становится прям ее личными холопами. Типа пшшёл вон, гарсон :))

+ 00
Лена
19 ноября 2013 в 08:25

В общем, вы идете в правильном направлении, Лавиния. Надо вам только научиться с уважением относится к вашим читателям и без пренебрежения к русским людям вообще – и тогда вообще будет отлично

+ 20



Напишите мне!

Вы успешно подписались

Спасибо за подписку