Кто-нибудь уже посмотрел The Halcyon, новый сериал для страдающих по Аббатству Даунтон?

Если нет, не переживайте, вы не много потеряли. Не то что бы он был совсем плохим, но и хорошим его не назовешь. Так, тривиальная костюмная «драма» с минимумом драматичности, несмотря на время действия в 1940 году и сюжету на фоне Блитца. Сделано красиво, с полным воссозданием исторических деталей. Фабула шаблонна для английских многосерийных фильмов последних десятилетий. Известный сериал 70-х Upstairs Downstairs о жизненных перипетиях аристократии и тех, кто им прислуживает, положил начало целому жанру «Masters & Servants». Сценаристы Upstairs Downstairs рассказывали, что идея включить в историю не только хозяев, но и слуг, возникла у них после выхода знаменитой Саги о Форсайтах, когда они отметили, что хотя существование Форсайтов невозможно без горничных, экономок, нянек и мамок, ни в романе, ни в экранизации они не присутствуют.

С тех пор каждые несколько лет BBC снимает новый масштабный фильм про английскую классовую систему.

The Halcyon. Это уже сороковой год, поэтому главная героиня — служащая. Вторая — богема, третья — аристократка

Забавно, что до 70-х жизнь Help, прислуги, не попадала на экран, хотя до Второй мировой войны в Англии «слугами» было более двух миллионов человек! А до Первой каждая третья женщина работала в domestic service. С другой стороны, это понятно. Кино делали выходцы из Upstairs класса: они и не знали, и не интересовались жизнью downstairs. Все как в великой русской литературе, при чтении которой, возникает иллюзия, что в России было несметное количество аристократов, а самый малокультурный и темный класс было мещанство, как у Гоголя. Тогда как аристократов было около ста семей, еще немного мещан и сто миллионов неграмотных крестьян, но за неграмотностью они не писали романы.

Естественно, реалии прислуживающего класса в британских сериалах очень романтизированы. Кому интересно смотреть как целую серию моют пол. Нет, горничная непременно должна влюбиться в кучера, и после длительных перипетий их сердца соединятся. На самом же деле, женскую и мужскую прислугу держали отдельно и зорко следили за их нравственностью. Да и сами они понимали, что любовь может обернуться для них катастрофой. Вот и получается, что до 1920 года больше половины населения никогда не вступали в брак. Все эти факты несколько отрезвляют, когда накатывает ностальгия по старым добрым временам.

Три уровня: кухарка, главная горничная, хозяйка

К чему это я. Почти все зрители (скажем прямо, зрительницы) этих телефильмов, по наблюдениям, ассоциируют себя с хозяевами, а не слугами, несмотря на то, что почти наверняка являются потомками последних. Это в Англии. А в России и подавно: все мы произошли не от князя Андрея Болконского (кроме Ксении фон как-там-ее, конечно).

Но никому не интересно смотреть на переживания «персонала» (слово прямо как из Платонова). Лично я вообще проматывала все сцены жизни слуг в Downton Abbey. Раздражает сусальность этих картин: чистая и мужественная любовь на фоне бедного, но гордого существования, неуклонное служение долгу, искреннее уважение к хозяевам, любовь к своей стране, смерть за Родину и прочая приторность.

То же самое можно, конечно, сказать и про жизнь семейства Кроули, но там хоть красиво и язык чудесный.

Любите исторические сериалы?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

За кого больше переживаете?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

С кем больше ассоциируете себя?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Испытываете ностальгию по тем временам?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Опубликовано Апр 6, 2017

151 комментарий

  1. Это английские сериалы) а вот бразильские всё больше как раз о прислуге( Изаура, Мария и иже с ними)))))))))Люблю «Аббатство «

    + 211
  2. Большое спасибо, Лавиния! ИМХО, после Upstairs Downstairs уже было неинтересно. То же Аббатство посмотрела пару серий вполглаза и плюнула: сплошной поверхностный перепев. А насчет сусальности жизни слуг — так ведь народ читает исторические романы и смотрит сериалы ради банального эскапизма (убежать от такой неидеальной реальности в романтические бла-ародные времена), а не для того, чтобы ощутить дух истории. Правды такие зрители не хотят и вряд ли выдержат.

    + 204
  3. Очень интересно написано, но хотелось бы ссылки на цифры. Сто семей аристократии, половина населения  не вступала в брак. Откуда данные?

    + 253
    • Меня тоже удивила информация про «половина не вступала в брак». Жизнь простого сословия неплохо Джон Фаулз описал и там кхм нравственностью и не пахло, а брак и дети для мужчин были очень даже предпочтителены, тк увеливалась ставка за труд в несколько раз. Про достоверность Фаулза ничего не могу сказать, но на уроках истории точно говорили что самый большой зароюоток был у семейных

      + 172
    • Почитайте про сто аристократических семей в России, это очень интересно. 

      И не путайте аристократию с дворянством.
      + 125
      • По следам поста Лены Миро))

        + 122
      • Лавиния, порекомендуйте, пожалуйста, литературу на эту тему. Заранее большое спасибо. 

        + 21
      • Любопытно. А кто такой, по Вашему, аристократ? И если мы говорим об Англии то может ли быть аристократом человек без титула?

        + 00
        • А вы спрашиваете потому что знаете или потому что не знаете?  🙂

          + 31
    • Фильм «На закате дня» с Энтони Хопкинсом показывает жизнь и работу слуги и все именно так, как описывает Лавиния. Любопытно, что Хопкинс играет дворецкого, но как играет!

      + 120
      • Я тоже сразу об этой книге подумала. Меня как-то приучили к этому автору на первом курсе, нравится. Но мне кстати кажется, что дворецкий правда может быть вот таким идеалом служения долгу и сдержанности.

        + 01
    • Вот да. Насчет «половины населения» — удивительно. Как же они не вымерли при этом?:)

      + 70
  4. У меня в школе была учительница по-английскому и когда мы шалили на уроке, она всегда повторяла, что все мы от сохи и тракториста,  а вот она сама белая кость. Вот и не отношу себя к хозяевам 🙂

    + 152
    • У нас тоже была такая, и всё рассказывала, как она и ее родители пострадали от репрессий, а у нас в роду никто не страдал, наоборот,  Совок был неплохим социальным лифтом — потомки бывших крепостных стали врачами, один до профессорского звания дослужился. В общем,  особого пиетета перед нынешними потомками дворян  не питаю, помню, что их предки били розгами моих предков. Хотя и ненависти особой нет. 

      + 289
  5. А почему английские зрители наверняка являются потомками слуг? Вы же сами написали, что они довольно редко заводили семьи. Тогда откуда столько потомков? Не поняла этот момент. Спасибо за статью.

    + 308
    • Потому что численно их было гораздо больше и детей у них было гораздо больше.

      + 184
    • Потому что те, кто не являются потомками слуг, прекрасно об этом осведомлены

      + 271
    • Было много сирот, подкинутых в приют горничными и прочей прислугой и, так  называемые, незаконнорожденные.

      + 00
  6. Давно читаю Ваши статьи, Вы потрясающая! 

    + 129
  7. Лавиния,  вы про понятие «Маленький человек» который был привнесен в мировую культуру русской литературой 19 века слышали что-нибудь

    + 2338
    • «Маленький человек» зачастую — это служащий невысокого чина ведь. Не кухарка и не конюх. 

      + 320
    • А вы слышали кто такой был этот маленький человек? Мелкий чиновник Москвы или Петербурга.

      + 385
      • навскидку, у нас из героев народных в классической литературе — Герасим и его муму. А так — различные былинные герои с печи, ну и народные сказки тоже в основном про сам народ. 

        + 612
        • Елена, прежде чем начинать перечислять героев литературы, неплохо было бы что-то прочесть кроме Муму. 

          + 97
      • Как насчет Платона Каратаева у Толстого, крестьян у Лескова, крестьян в «Записках охотника» Тургенева?

        + 180
        • Чуть ли не весь Некрасов. Известно, что Карамзин в 18 веке первый изобразил страдания простой крестьянки. Таких сентиментальных повестей была масса.  «Недоросль» — Еремеевна, портной Тришка. «Горе от ума» — горничная Лиза, влюблённая в буфетчика Петрушу. В «Мёртвых душах» много фигур крестьян. В общем, можно бесконечно продолжать.

          + 251
  8. Я сериал не смотрела и в принципе не люблю исторические сериалы, но что касается других жанров – ассоциирую себя с главными героями и социальный статус в данной ситуации не имеет никакого значения.

    + 372
  9. Многие испытывают некий трепет перед понятием «аристократ». Почему-то всегда в голове возникает образ князя Болконского, а не Собакевича или Ляпкина-Тяпкина.  К концу 19 века российская аристократия выродилась и разорилась в большинстве своём. Типичный представитель — Киса Воробьянинов (он как раз был дворянином).  Не зря русские писатели терпеть не могли своё сословие и всячески его высмеивали. До сих пор в мире существуют крестьяне, рабочие, духовенство, буржуазия, интеллигенция  — все они при деле и все играют свою важную роль (человечеству придётся нелегко, если завтра, например, исчезнут все крестьяне).  А аристократы — где они? Растворились, никто и не заметил. Даже наследник британского престола, сын Кейт, уже не на 100% аристократ.  Остались только титулы у некоторых, да и те выглядят смешным архаизмом. 

    + 2810
    • Какие крестьяне? Они давно исчезли. Агрикультура давно полностью автоматизирована.
      Аристократы были очень нужны обществу.

      + 1149
      • а миллионы жителей села и не знают, что они вымерли

        + 517
        • Миллионы? В России 74% городского населения

          + 1014
          • Население Росси ок 140 млн человек. Значит негородское население сотавляет 36 млн. Нет, не все они крестьяне, но «милионы» крестьян  из 36 млн наскрести можно

            + 170
        • Сельский житель обязательно крестьянин? В селе есть и служащие, и рабочие, не все за сохой ходят (собственно, в наше время уже никто)

          + 53
        • Вы бывали в селе??? Четыре коровы на деревню, молоко по той же деревне расходится.

          + 42
        • Вы бывали в селе??? Четыре коровы на деревню, молоко по той же деревне расходится.

          + 51
          • Севременные крестьяне-это фермеры, у кого земля в собственности. И у кого ее больше-тот и состоятельнее. Есть фермеры, владеющие вертолетами и парком машин, покупающие Версачи в Париже-поставляющие зерновые на экспорт владеющие элеваторами и фермами. А бабульки с коровой-это не крестьяне да и колхозов не осталось…

            + 21
      • Все зачем-нибудь нужны, даже люмпены. Но в России к началу революции польза обществу от аристократов была умеренная, это был паразитический класс. Ну 18-начало 19 века, возможно — развитие военной науки, литература, да,  ее  в большинстве двигали дворяне. Но потом: вся наука — разночинцы, много из духовенства — Менделеев, Павлов, Попов, Боткин ( из купцов), историки, врачи, ученые в подавляющеи большинстве разночинцы. Промышленность и торговлю поднимали  купцы. Так что благородные  фон бароны были конечно прекрасны по-своему, но увы совершенно бесполезны))))

        + 83
        • Паразитический класс — прямо передовица Правды.

          + 1217
          • Люди приходят в блог о моде (и прочих манерах) доказывать, что аристократы так- то, «по-серьездному» вообще ни при чем. Как-то обескураживает

            + 711
  10. Мне сейчас показалось, что я могу себя и со служанкой ассоциировать, если она интереснвй персонаж и ее играет красивая актриса. А вообще не задумывалась об этом.

    + 241
    • Кстати, да. Персонаж должен быть эмоционально близким, а не классово близким. С Золушкой во всех ее версиях зрительницы себя прекрасно ассоциируют, например.

      + 283
      • Золушка — аристократка была по сюжету:) Просто временно угнетённая мачехой — второй женой владельца поместья. Потому она и во дворце на балу сразу пришлась ко двору. 

        + 70
        • Золушка из сказки чистила камин и спала там же на куче золы. И у нее не было ни единого приличного платья. Так что аристократкой она была формально, по факту она была прислугой. В более поздних золошкоподобных сюжетах, где средневековый смысл сказки (награда за смиренние) уже утратился, но остался приятный женскому взгляду сюжет «альфа-мужчина и девушка из низов», аристочкратическое происхождение Золушки тоже редуцировалось за ненадобностью. Примеров- вагон, навскидку хотя бы «Красотка» и «50 оттенков серого». Один и тот же золушкоподобный сюжет, просто изложенный в разной стилистике. А вообще все латиноамериканские сериалы туда же, например. И очень мало где героиня имеет какое-то особое происхождение.

          + 61
          • Midnight, Да, в позднейших интерпретациях сюжета Золушка была из народа.  Но в оригинальной сказке она — дочь хозяина поместья, которая до сознательного уже возраста пользовалась всеми привилегиями саоего положения, пока её отец не женился второй раз. И ни на минуту не забывала своё положение, и считала что бал во дворце и ухаживания принца ей положены по праву происхождения. В этом разница с голливудскими «Красотками» и «Maid in Manhattan». Поэтому сказка Шарля Перро похожа на правду, а голливудские сказки — нет. 

            + 82
            • И сказочная награда Золушке досталась не за смирение в чистке каминов, а за сохранение достоинства своего положения даже в унизительных обстоятельствах, и за стремление к своим правам по рождению — у неё уже было готово своё платье ехать на бал и она туда просилась у мачехи. 

              + 102
              • Sleepless in Tokyo, версия, которую вы приводите — красивая, и мне она нравится. Но она ужасно современная 🙂 Такая интерпретация вполне могла быть творением какого-нибудь современного психолога. Но в средние века мировоззрение было совершенно другим, и хорошими и плохими качествами считалось совершенно другое. В наше время женщине надо себя подать, преподнести. Заявить себя королевой. Хорошая обувь, хорошее белье, вот это все. И считается, что на это придет мужчина более высокого класса. А в средние века женщина была практически товаром, ничего за себя не решала, и общепринятыми хорошими качествами для нее считались доброта и кроткий нрав. И Золушка в интерпретации тех времен — это все-таки награда за кротость. К слову: я погуглила про этот сюжет, нашлось интересное. Оказывается, он гораздо старше и гораздо распространенней. Самая старая версия — древнеегипетская, там девушка была греческой рабыней, похищенной когда-то пиратами. Сокол-Гор похитил ее сандалию и принес фараону.  И из всех сюжетов благородное происхождение есть только у европейской средневековой Золушки. Подозреваю, что оно тут носит чисто технический характер, без него история с приглашением на бал невозможна.

                + 101
                • Но мы обсуждаем Золушку — именно её имя означает этот типаж. А не рабыню с сандалией.

                  + 11
                  • Мы обсуждаем сюжет «альфа-мужчина выбирает девушку из низов», одним из версий которого является европейская сказка «Золушка». Который имеет сотни воплощений, и для удобства идентификации назван по названию сказки. Если же говорить о вашей интерпретации, то могу повторить только то, что уже сказала. Она хорошая, она мне близка, но она — точно современная. В средние века мыслили совершенно другими категориями.

                    + 50
      • Или Сюзанна и Фигаро в Женитьбе Фигаро. С Альмавивами вряд ли себя кто-то аввоциирует. 

        + 11
      • Согласна с тем, что мы ассоциируем себя именно с эмоционально близкими персонажами и дело не в классовом превосходстве. Мне кажется, большинство ассоциирует себя с «Хозяевами» потому что благодаря техническому прогрессу наш уровень жизни больше похож на жизнь их —  для облегчения бытовых вопросов у нас нет прислуги, но есть оборудование и прочие доступные сервисы; машины, телефоны, гардероб одежды, бОльшие возможности для личной жизни — в этом мы больше похоже на господ из этих фильмов, чем на прислугу.

        + 30
  11. Смотря фильмы/сериалы, если и ассоциирую себя с кем-то из персонажей, то это представители низких сословий или маргиналы. Если даже по ходу сюжета они не особо раскрываются, на автомате наделяю их различными чертами характера, деталями биографии и т.д. 

    + 30
  12. Насчет вынужденного безбрачия «половины населения» — это конечно, преувеличение. Даже если принять, что «слуги» составляли половину населения (что конечно, не так), то необходимо заметить, что в секторе именно домашней обслуги (горничные, кухарки, лакеи и пр). работала лишь небольшая часть простого народа — остальные были заняты в крестьянстве, ремесленничестве, поденной работе, а за их нравственностью и брачными привычками никто особо не следил. В остальном да, согласна, что рассказы об отношениях слуг и господ переполнены стереотипами, и как не отметить один из их столпов — история любви бедной, но благородной и добродетельной гувернантки, и богатого, но угрюмого господина. Дженн Эйр и героиня «Ребекки» машут вам кружевными платочками 🙂 

    + 194
    • Это не преувеличение, а правда. 55% английских женщин были не замужем. Другой вопрос что не все они были в сервисе.

      + 155
    • Помнится, в мемуарах того периода я читала, что для большинства простых женщин работа гувернанткой, горничной и пр. была временной, до замужества. Как только они находили себе пару, они бросали работу и переключались на собственное хозяйство и детей. Поэтому большинство женской прислуги были либо молоденькие девушки, либо (с согласия хозяев) замужем за кем-то из мужской прислуги того же дома, либо старые девы.  

      + 101
      • ЗЫ, Потому что не будем забывать, что в тех примитивных условиях ДВА хозяйства — собственное и работу на хозяев — было физически не потянуть. Простая замужняя женщина была занята домом и детьми круглые сутки: мыть, стирать, скоблить, готовить, всё ручками, всё пешком, на речку, на базар. Если почитать классиков, то как только у семьи, даже из простого народа. появлялись свободные деньги, они первым делом нанимали себе прислугу. И делалось это не из желания побарствовать, а чтобы как-то облегчить круглосуточный труд. А чтобы поддерживать аристократический дом в идеальном порядке, обслуга должна была быть в состоянии посвящать ему все свое время, не отвлекаясь на собственную семью.

        + 131
        • Интересно вы заметили про содержание двух хозяйств. У Жоржа Сименона в рассказах о коммиссаре Мегрэ проскакивает очень часто что-то типа «квартира у служанки семейства была в маленьком тесном домике, комнаты были грязными и на столе в кухне были остатки завтрака. «У меня не хватает сил и времени убирать за собой, столько времени я трачу на работу в семействе» — сказала служанка злобно глядя на коммиссара»

          + 00
      • Да, причем — насколько хватает впечатлений из литературы — это принималось как естественное развитие событий вплоть до Второй мировой, и не только для прислуги.  Помню диалог героев романа о том, что в школу такую-то требуется учительница, потому что ее предшественница выходит замуж, и нужна замена. Им даже не потребовалось пояснять, какая тут взаимосвязь. Замуж вышла — место освободилось)

        + 70
  13. PS: Спасибо, что напомнили про Ксению фон, давно так не смеялась.  Вам будет тоже смешно узнать, что она теперь прописалась на Houzz, и регулярно там вещает о нравах столпов русской аристократии, не забывая напомнить собравшейся челяди, что она — из них.  

    + 91
    • А что это за Ксения такая?

      + 01
      • Она здесь комментировала раньше, но мне помнится, не сильно зазнавалась, в основном вещала про этикет. Лавиния забанила ее за то что та, вступив с ней в дискуссию, отказалась писать «вы» с маленькой буквы, а когда пишут с большой, Лавинию это раздражает.

        + 91
        • Простите, уточню! Лавиния хотела, чтобы «вы» писали с большой?

          + 00
          • Нет, с большой ее раздражает, Лавиния считает, что «вы»надо писать с маленькой буквы. 

            + 50
            • И правильно забанили. Я если получаю по имейлу письмо, где «вы» написано с большой, сразу понимаю, что передо мной малообразованный человек, без чувства языка. 

              + 38
    • еще есть Полина фон Аренс, тоже из аристократов)

      + 00
    • О какой Ксении идет речь?

      + 00
      • Ответила чуть выше.

        + 00
  14. «все мы произошли не от князя Андрея Болконского» — ох, все эти обобщения:) Моя прабабушка княжна успела в Китай сбежать, поскольку революция не сразу до Забайкалья докатилась, аж до 19 года жили обычной жизнью.  

    + 1828
    • Расскажите же и про остальных 7 прародителей. 

      + 264
      • Остальные, соответственно, оттуда же, из Китая:) По второй маминой линии — семья польского промышленника. По линии отца — евреи, там уже своя история. Я не к тому это рассказала, чтоб выпятить своё «аристократическое достоинство», а к тому, что разная у нас у всех история, разные предки, и это здорово. Понятно, что в современных нас от предков только кровь есть, больше ничего.  

        + 149
        • Не для того? А звучит как раз наоборот.

          + 1718
      • Остальные, соответственно, оттуда же, из Китая:) По второй маминой линии — семья польского промышленника. По линии отца — евреи, там уже своя история. Я не к тому это рассказала, чтоб выпятить своё «аристократическое достоинство», а к тому, что разная у нас у всех история, разные предки, и это здорово. Понятно, что в современных нас от предков только кровь есть, больше ничего.  p.s. Прошу прощения, случайно не подписалась в предыдущем сообщении. 

        + 52
        • А как же фамилия Вашей прабабушки? 

          + 131
    • Князья из Забайкалья? 

      + 52
    • Ух ты) а потом? А где была во вторую мировую? Я потому спрашиваю, что меня тема выживания интересует. Если ответите — буду благодарна.

      + 00
  15. Иногда смотрю костюмные сериалы, особенно красивые :)Там все так романтично:- Герцогиня Эухения Овьедская с детства влюблена в своего кузена Эдуарда Витгенштейнского, но вынуждена обручиться с принцем Обер-Гессенским, иначе Силезия не поддержит ее отца в войне за Померанское наследство…А сейчас:- Женя из бухгалтерии замужем за экспедитором Гошей, но встретила в Тиндере бармена Федю. Никому это неинтересно, включая действующих лиц 🙂

    + 662
    • …а померанская  у нее только собака шпиц:)

      + 260
  16. Хм…При просмотре «Аббатства Даунтон» мне были интересны все персонажи, независимо от их материального и социального положения. При чем тут это вообще?

    + 357
    • Был задан вопрос с какими персонажами ассоциируете себя, а не кто более интересен

      + 33
    • Вот да, я за всех переживала! Кроме разве что четы Бейтсов, уж очень они страдательные и добродетельные, хотя за Анну переживала. А Томас! А шофер! А Эдит! А кузина Вайолет! 🙂 

      + 50
  17. Я такое не смотрю, стараюсь даже в минуты отдыха держать руку на пульсе, поэтому «Бандитский Петербург», «Бригада» — вот нормальная киноха для русского

    + 4711
    • Паха, я вас люблю)

      + 20
    • кстати, это очень хорошие фильмы в своём жанре, зря вы. «Бригада» в своё время закрыла тему бандитизма.  То есть этим сериалом всё сказано на эту тему. А «бандитский Петербург» — это уже классика и правда жизни, разве нет?

      + 01
      • ..как» Крёстный отец» у Пьюзо

        + 11
      • А я вот очень не люблю эти бандитские сериалы, эта воровская романтика- просто плохо становится, вспоминая что эти бандиты и рэкэтиры творили в свое время. Скольких людей они в гроб загнали, а потом о них фильмы снимают и героями выводят. Хорошо хоть в конце они все по польшей части гибнут. 

        + 10
  18. оо, как интересно! я про не вступивших в брак.. их числе. Предпологаю, что это изза бедности.. Сама я конечно потомок крестьян, но никогда не слышала, что люди не могли создать семью в нашей татарской деревне, наоборот, хоть они и жили бедно — примитивным хозяйством, но в семье были и есть почти всегда даже самые убогие, неразвитые люди, примеры перед глазами. И это очень хорошо по мне, каждый находит себе ровню! При том, что в городе люди гораздо выше уровнем, красивые, умные не в состоянии создать семью. Такие примеры тоже перед моими глазами.

    + 34
    • А где-то описывалась демографическая ситуация татарской деревни?

      + 129
      • правильно))) спасибо за замечание) я про то, что если в глуши и нищете не было таких ужасных цифр, 50% незамужних, то почему это существовало в Англии, которая наверняка была развита лучше. 

        + 10
        • Так может все-таки Англия не была развита лучше? Иначе откуда такие ужасные цифры.

          + 11
          • возможно, тяжело дискутировать, ничего не знаю о той эпохе

            + 00
          • Не знаю как насчет браков, а вот детей больше рожают как раз в менее развитых сообществах. Что вполне биологически обосновано, кстати. Чем хуже условия жизни, тем меньше шансов на выживание потомства, и тем больше потомства требуется. Так что количество браков с развитостью сообщества тоже, скорее всего, никак не коррелирует, или коррелирует отрицательно.

            + 30
  19. В Госфорд-парке эта тема более правдиво раскрыта

    + 30
    • Да, он реалистичнее. А еще лучше Оливер Твист. Но это фарс.

      + 21
  20. Вроде же Михаил Васильевич Ломоносов написал статью/ письмо:»О размножении и сохранении российскаго народа» в 1761 г. «…В обычай вошло во многих Российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа. Сему с натурою спорному поведению следуют худыя обстоятельства: слезныя приключения и рода человеческаго приращению вредныя душегубства. Первыя после женитьбы лета проходят безплодны, следовательно, такое супружество не супружество и сверх того вредно размножению народа, затем, что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить несколько детей  обществу.   Мальчик побуждаем будучи от задорной взрослой жены усиливанием себя прежде времени, портит и впредь  в свою  пору   к детородию не   будет  довольно  способен, а когда достигнет в мужеский возраст, то жена скоро выдет из тех лет, в кои к детородию была способнее. Хотяж она  и в малолетство  мужнее  может  обрюхатеть непозволенным образом, однако боясь безславия и от мужних родителей попрёку и побоев,  легко может поступить на детоубивство еще  в своей утробе…»  и с его пор до самой революции ничего там не менялось. Иван Сергеевич Тургенев подтверждал своими «Му му».

    + 73
    • Я прямо прослезилась, представляя издевательства «задорной взрослой жены» над мужем-младенчиком.  А если серьезно — ну вы же не верите в то, что рано приобщенный к радостям супружества юноша станет от этого бесплодным, правда?

      + 100
      • «задорные взрослые жены» вовсю забавлялись со свёкрами. Снохачество в те времена было нередким явлением. И в литературе описывалось. Опять же, и «прижитой» от свёкра ребенок — не чужой.

        + 60
    • А зачем были нужны такие браки, я так и не поняла? Что за «слезные приключения»?

      + 00
      • Браки такие были нужны по той причине, чтоб получить пораньше здоровую бесплатную рабочую силу в лице снохи. Родители невесты в свою очередь были рады пристроить дочь, чтоб не засиделась в девках.

        + 80
    • я надеюсь, что вы copy-pasted  этот прекрасный текст, а не печатали его вручную…?

      + 02
  21. Мне кажется, обобщать неправильно. Лесков — Левша, Тургенев — Записки охотника, Муму, Некрасов — все про крестьян, Чехов — В овраге, Степь и много про крестьян. Вересаев. И ещё наверняка. Просто первое, что в голову пришло. 

    + 100
  22. «Испытываете ностальгию по тем временам?» — честно говоря, вопрос странно звучит. Как можно испытывать ностальгию по временам, в которые никогда не жил? Это уже не ностальгия, это уже эскапизм, желание сбежать в телевизор/компьютер. Я очень люблю красивые исторические фильмы. Особенно про пиратов :-))) Но если хоть раз поймаю себя на мысли «хочу жить там, а не здесь» — то очень серьезно задам себе вопрос, что же мне так не нравится в своей жизни, что из нее хочется сбежать. И не слезу, пока не получу абсолютно честного ответа.  

    + 390
    • Эх, завидую я вам, Midnight. Я, вот, только совсем недавно научилась себя заставлять не врать самой себе. Но все еще иногда случается привирать. Хочу тоже быть такая жесткая сама с собой. Как у вас это получается?

      + 44
    • Согласна:) один раз «побывать там, а не здесь» — это интересно. Но с гарантированным возвратом. А если уж сбежать, то что-то в жизни не так…

      + 21
    • Так и «ностальгия » это тоска исключительно по дому и родным местам . Вероятно , имеется в виду не прямое , а аллегорическое значение . 

      + 00
    • Фильм про пиратов может быть либо красивым, либо историческим…

      + 32
  23. Рискну предположить, что с правящим классом зрители ассоциируют себя в том числе и потому, что этот класс эмоционально ближе к общепринятой сейчас парадигме. К принятию решений, амбициям, «ты этого достойна», вот к этому всему. Такая музыка сейчас звучит в сознании вполне рядовых людей. И хорошо, что звучит. Музыкальная тема слуг — долг, старательность, опрятность, скромность и прочие исторические добродетели — сейчас не приветствуется.

    + 450
    • А вот здесь не соглашусь. Мне кажется, что у как минимум аристократок былых времен пространства для амбиций и «принятия решений» было довольно мало. То есть понятно, что некий спектр позволительных удовольствий, в силу наличия денег, был шире, чем у тех, у кого денег не было. Хочу — на лошадь, хочу — в карету. Хочу — пойду куплю еще одно платье в дополнение к имеющимся. А вот, например, «хочу продать родовой замок и вложить деньги в производство» — уже далеко не каждой позволено.

      + 20
      • Насколько я поняла из художественной литературы, в Англии был майорат. Замок и земли переходили самому старшему ребенку, и к тому же — сыну. Дочка должна была выйти замуж за ровню, плюс получала приданное (но деньгами, а не недвижимостью) . Так что продать аристократки ничего не могли. 

        + 11
        • не совсем так. В Англии был в том числе майорат) но вот распоряжаться собственностью женщины Англии действительно не могли вплоть до 1882 года

          + 00
          • Что значит «в том числе майорат»? 

            + 00
            • «В том числе» значит, что не все поместья находились в майорате. Договор майората перезаключался, расторгался, еще были какие-то варианты — я не специалист по праву Англии 18-19 века) Случаи, когда за неимением сыновей наследовали дочери, тоже случались. Вспомните ту же «Эмму» Остин.

              + 00
              • Ааа, я поняла… да, в вопросах наследования имущества все действительно зависело от того как были составлены изначальные документы (deeds), по традиции обычно наследовал старший сын, но были и варианты, если сына не было, а были дочери, и какую часть имущества они могли унаследовать — все или только то, что при жизни «заработал» их отец и захотел оставить дочери, а  все что отец или родители сами унаследовали должно было отойти троюродному кузену по закону. В Англии этот принцип называется «entail», а не «majorat». Вариантов не было если имущество  было привязано к титулу, поскольку дочери не могут наследовать титул, то главный титул со всемпривязанным к нему имуществом переходил исключительно по мужской линии и по старшинству.  Если были другие поместья, не привязанные к фамильному титулу, они могли отойти младшим  сыновьям. Например, Castle Howard, всем известный по сериалу Brideshead revisited, не являлся  «главным» фамильным поместьем и в определенный момент  был унаследован одним из младших  сыновей, поэтому сегодня у владельцев нет титула, который обычно прилагался к имению такого   размера. В некоторых случаях титул и имущество были независимы друг от друга, и тогда титул   переходил по мужской линии, а имущество получала дочь или оно делилось между членами семьи  в различных конфигурациях. В результате могло получиться так: нищий кузен с графским титулом,   и дочь предыдущего графа без титула но с кучей денег, домов и огромной коллекцией живописи…

                + 10
      • Да, но фильмы-то снимают не про выбор между лошадью и каретой 🙂

        + 40
        • а про что?..

          + 02
          • Про любой значимый выбор. Между любовью и долгом, между следованием себе и следованием общественным канонам, и т.д., и т.п. Это костяк литературного произведения: выборы, встающие перед героями, должны быть сложными и значимыми, и у героев должна быть сильная мотивация на оба варианта. И за каждым из личных выборов должна стоять какая-то общефилософская идея. Т.е., скажем, английская аристократка, выбирающая, сбежать с любовником или остаться с мужем, выбирает не между Джоном и Генри. Она выбирает между идеями «личное счастье важнее навязанного кем-то долга» и «нельзя быть эгоистичной и жить только ради себя». Ну, это я уже внутреннюю литераторскую кухню рассказываю 🙂 Которую читателю знать не нужно, а зачастую даже и вредно.   Читатель может все эти линии видеть и осознавать, а может просто с замиранием сердца наблюдать за любовными похождениями героини. Но, в любом случае, если выборы не будут расписаны вот так, хотя бы только в голове у автора — то читателю очень быстро станет неинтересно. Ему неинтересен выбор без внутреннего напряжения.

            + 41
            • Выбор между лошадью и каретой это и есть общефилософская метафора, где любовник — лошадь,  удовольствия и следование себе, а муж — карета, долг и конформизм.  Я с вами согласна, что читателю можно и не знать о внутренних перепетиях автора-героев и их выборах между личным и  общественным, но к сожалению это все вдалбливают бедным чиателям прямо с четвертого класса школьной программы, и выбора между знать или не знать эту литературную кухню у детей нет, потому что все герои в школьных сочинениях должны быть носителями какой-то сверхидеи… иначе «ты дурак   и ничего не понял, садись, два». А выбор между лошадьми и каретой может быть очень напряженным  и драматичным… все зависит от кареты… а может быть миролюбиво-спокойным, где героиня и при  лошадях и при карете…и все счастливы и едят пирожные. 

              + 01
              • Да нет. Детям в школе вдалбливают конкретную подоплеку конкретного произведения, да еще и под актуальным в данный момент идеологическим соусом. Это не делает их знатоками кухни даже близко. Разница как между «вызубрить формулу конкретного вещества» и «разобраться в законах химических реакций». Дети принудительно зубрят уже готовые наборы смыслов, но, повзрослев, сами даже не пытаются сгенерировать похожий. Они говорят о книгах и фильмах в терминах понравилось/не понравилось, или про кого из героев было интересно смотреть и про кого нет, или про то, с кем они себя ассоциируют. Чаще всего просто обмениваются эмоциями: персонаж А — душка и лапочка, персонаж В — унылый зануда. Какие идеи за кем стоят, почти никто не обсуждает. И кухню почти никто не знает. И хорошо, что не знает — знание кухни сильно портит эмоциональное впечатление от просмотра. Хотя и дает гораздо больше пищи для обсуждений с подходящими собеседниками.

                + 12
                • Это писателям очень нравится думать, что их кухню понять невозможно, потому что это очень  сложно, и чтобы понять их суперидею нужен суперталант 🙂 Но читатели часто умнее, чем  писателям хочется думать, и они понимают, что вся их идея это супервыеденное яйцо под   другим соусом и с другим гарниром. Вы, мне кажется нарочно недооцениваете читателей, а у  людей читающих есть такая вещь — читательская интуиция. Если 99% читателей говорят, что  героиня — душка и лапочка, а автор упорно истерит, что героиня  — символ вечной женственности,  праматерь всего сущего, и ему, автору, должны срочно выдать Нобелевскую премию, то нужно  что-то исправить в консерватории у автора, а не говорить, что читатель — дебил. Идеи, которые  стоят за героями не обсуждают, потому  в школе наобсуждались, и обсуждать это все после  школы в свое личное свободное время не cool. Если же вас раздражает, что люди не способны генерировать идеи и смыслы самостоятельно, то это не литературная проблема, обусловленная фантастически невероятной сложностью писательской кухни. Это проблема неумения мыслить  критически (или критично?), искать и видеть суть явлений…  этому умению к сожалению не учат  в школе, а могли бы. 

                  + 42
                  • Слушайте, вы сейчас явно с кем-то другим разговариваете, не со мной. Я доношу очень простую мысль: за героем должна стоять идея. И выбор его тоже должен быть между идеями. Реализованный в его, героя, личной конретике. Всё. Иначе читателю станет скучно. Это ремесло, техника. Это how to, а не идеология. И если вы возьмете любой современный сериал (раз уж мы говорим о сериалах) — то увидите, что там все проработано именно так. Они все очень техничны в этом смысле, там сидят команды профессионалов, причем на разных частях разные. Общий сюжет пишут одни, диалоги пишут уже другие. И так далее. Сериалы — уже давно продукт, ничем принципиально не отличающийся от продукта швейной фабрики или ресторана. Вы спросили, какой выбор в сериалах обычно достается аристократам — я ответила, какой. И почему это работает именно так. Причем тут чья-то нобелевка и, внезапно, какая-то немыслимая сложность писательской кухни  — загадка. Только пусть уже эта загадка так и останется неразгаданной. Тратить время на обсуждения кто что где имел в виду, я точно смысла не вижу.

                    + 20
                    • Я не спрашивала вас о выборах аристократов 🙂  «а про что?»..  это был не вопрос, а завуалированно-скептическое несогласие… А вы это  восприняли слишком серьезно. И нет, я перечитала, что вы написали — я разговаривала именно с вами. Я понимаю, что вы доносите ту же самую мысль, которую для всех  доносили на уроках литературы:  что за героем должна стоять идея, за двумя  героями должны стоять две идеи, а за тремя героями — три идеи: по идее  на каждого.. (иначе — двойка…) и это литературная кухня, которую надо знать, но лучше не знать, потому что это вредно… я же вам сказала, я училась в  школе, как все, и знаю, как это было вредно.. 🙂 и идеи у меня, кстати,  всегда стояли..

                      + 43
                  • Героиня душка, и праматерь, автор гениален, и править в консерватории надо. Все вместе, и даже иногда друг другу не мешает. А когда человеку не с кем на своей волне что-нибудь обсудить, это некайфово. Только нужно это исправлять: искать единомышленников, расширять сферу взаимодействия. А вот критиковать молодежь — это uncool и фу-фу-фу! Прям клише 

                    + 10
  24. Как вообще можно хотеть жить во времена, когда не было антибиотиков, наркоза, нормальной контрацепции? Как тогда вообще женщины решались на роды, да еще и хотели замуж? 

    + 272
    • выбора не было  — вот и хотели.  Посмотрите как живут в Индии низшие касты, мы думаем — чем так жить — лучше умереть, а они улыбаются, и счастливы по-своему. 

      + 71
    • Точно. До появления современных представлений об антисептике, до начала  прошлого века,  статистика приближалась к следующим цифрам: 25000 смертей на 100 000 родов,  то есть каждая четвертая погибала (данные по Германии). Да ну к черту это «замуж».  

      + 30
    • Через сто лет люди будут говорить: они умирали от рака! они попадали под машины! у них падали самолеты! Как можно было хотеть жить?!

      А мы ничего так, хотим.

      + 364
      • Я писала не о людях, которые жили в те времена ( естественно, они-то как раз жить хотели), а о тех, которые, живя в нашу эпоху, «ностальгируют» по 19 веку, мечтая жить в ту эпоху, пусть и в качестве аристократов.

        + 131
        • быть может они хотят не навсегда, а так, на недельку и ради разнообразия, как туристы в Тайланд?

          + 00
    • так же как и сейчас некоторые отвергают антибиотики, контрацепцию и наркоз из-за убеждений и веры

      + 11
  25. Лавиния, пожалуйста, сделайте что-нибудь с отображением сайта на мобильных устройствах. Ну очень тяжело читать статьи, они ужимаются в очень узкую колонку, а картинки вообще не помещаются ни в горизонтальной, ни в вертикальной ориентации. Просто отрезает целую треть. 

    + 400
  26. Мне было удивительно встретить предложение ассоциировать себя с кем-то лишь из двух классов. А где же, пардон, — тем более в 1940е — мелкая буржуазия? Та, которая может прокормить себя своим трудом, но при этом справляется без слуг (а по большинству параметров не может их себе позволить). Если изложить это в образах сериалов и романов — ну, например, «Дамское счастье», середина 19 века. Половина женских персонажей кормят себя сами. Некоторые дамы — даже своего рода управленцы. Слуги ли они? Наверное, нет. Хозяева ? И тоже нет, они в общем-то существуют благодаря чужому капиталу. Вот с мелкобуржуазными я бы себя и ассоциировала.

    + 110
  27. По-моему, вы зря прокручивали сцены со слугами, особенно в первых сезонах.Плохо в сериале стало сезона с 4, когда аристократы Кроули буквально слились в единую семью со своими слугами. Когда камердинер Бейтс помог своему хозяину, вытащив у парвеню-шулера компроментирующее письмо из кармана — это еще можно понять, но когда лорд Грентем вступил в заговор со слугами, чтобы проучить своего новоявленного родственника за «чванливость» и они «внезапно» вызвали на званный ужин любовницу этого чванливого лорда с их общим ребенком — тут я чуть от смеха не умерла. Но до 3-4 сезона все было очень мило и аутентично. И смотреть стоило только ради наблюдения разницы менталитета слуг и хозяев. Самый главный сноб в сериале — не лорд, а его дворецкий. А наиболее требовательны к манерам — не аристократы, а слуги. Именно слуги больше всего пекутся о том, чтобы те, кто прислуживал — были «настоящими леди» (и «джентльменами»). И тогда они служат если не с огромным удовольствием, то по крайней мере без внутреннего протеста. А вот что возмущает до бесконечности — это когда шофер Брэнсон через брак с дочкой лорда переместился «вверх по лестнице». В общем, это все бесконечно интересно именно с точки зрения классового сознания. Было. До 4 сезона.

    + 161
    • О, да! Карсон — потрясающий сноб. Не помню, с какого именно сезона сериал стал «не торт», но последний сезон получился ужасно скомканный, хотелось спросить «кто все эти люди?!»

      + 72
      • Последние серии были из разряда «давайте уже закончим эту ахинею как-нибудь, уже как угодно лишь бы побыстрее»

        + 01
        • Да, я думаю, там еще как минимум сезон планировался, поэтому такой задел был в виде новых персонажей и новых линий. А потом лавочку прикрыли и пришлось экстренно сворачиваться

          + 00
          • Да, это была именно лавочка, точнее и не скажешь.. Вы знаете, как этот сериал вообще появился? Это же и был хорошо просчитанный и успешно реализованный бизнес-план. Владелец дома, в котором все это снималось,  ломал голову, как этот огромный дом содержать, и ничего не мог придумать. Но потом он женился на   бухгалтерше, и она быстро поставила ему мозги на место — что дом нужно сдавать как location для съемок  фильмов и сериалов… так делают многие в Британии.. к сожалению никто ничего там снимать не хотел, а  счета росли, и тут им на помощь пришел еще один энтузиаст, который не прочь примазаться к аристократии, а заодно заработать и прославиться — гениальный сценарист Джулиан Феллоуз. Вместе они разработали план,  написать сценарий, который можно снимать только в этом доме, потому что сценарий этот, неповторимый в  своей оригинальности, основан на истории семейства, которое владеет домом 🙂 Чем больше эпизодов — тем   дольше снимают, тем больше платят за location. В то же время это самая лучшая реклама, чтобы завлечь публику: этот дом теперь навсегда Даунтон, и его можно продавать посетителям в два раза дороже чем раньше.  Я думаю, что они надеялись доить этот сериал лет 10, но народ понял, что им показывают все время одно и  то же, и лучше 3 раза снова посмотреть Гордость и предубеждение, чем еще один сезон аббатства… к тому же  появились Breaking bad  и House of cards, и народ увлекся другими по-настоящему хорошо сделанными  сериалами, потому что народ не дурак и хорошее распознает быстро.. Как только количество просмотров  упало, сериал закрыли. Хоть сериал и так себе, но как бизнес-проект он, конечно, вызывает восхищение:  они  превратили свой дом в один из самых известных в мире, и народная тропа к нему никогда не зарастет.  Молодцы. 

            + 42
  28. Был один раз, когда я чуть не выкинула книгу от раздражения. Книга называлась The Help. 

    + 00
    • А почему? 

      + 01
    • А она чем-то отличается от фильма? Фильм — прелестнейший.

      + 00
  29. По поводу того, с кем себя ассоциировать 🙂 Из аббатства, пожалуй, ни с кем — просто было интересно за ними за всеми наблюдать, не взирая на чины и классы. А вот с гувернантками из романов я себя очень ассоциировала, особенно с Агнес Грей, даже не с Джен Эйр. Мне только не очень нравилось, что она стала женой пастора, но я тогда не знала еще, что у нас половина предков из духовенства. А вторая половина из крестьян. И мещан немного затесалось. Но в советское время все писали в анкетах «из крестьян», ну так, на всякий случай.

    + 40
  30. Аббатство Даунгтон просмотрела полностью. В основном,Только из-за старой графини. Слуги раздражали почти все,главная героиня ( дочь)тоже. Вот ее сестра,та ,что родила тайно,нравилась,ее линию тоже смотрела с интересом. Их родители тоже красивая пара,но особо не цепляли оба. Фильм красивый по нарядам и антуражу,но и всё.Пока моешь посуду или убираешься,смотреть удобно.  Ни с кем себя не ассоциировала,что за глупость? 

    + 84
  31. Как-то все очень далеко от моего повседневного опыта и достаточно реалистично описано, чтобы себя ни с кем из основных персонажей не ассоциировать. Это тоже самое, что «с кем вы себя ассоциируете в Игре Престолов» — наверное, с каким-нибудь героем, который быстро и безвестно помер:)

    + 60
  32. Сериалы это мечта в некоторм роде. Шампанское и хруст французской булки на балах. Никто не мечтает обслуживать, стирать и пахать. Ну и конечно у аристократов жизнь в разы интересней была.

    + 121
    • Откуда этот миф, что у аристократов жизнь интереснее? Если аристократ скучный дурак или старый козел, то и жизнь у  него будет скучная, дурацкая и козлиная. 

      + 23
  33. как же я люблю Ваш контент!Иной раз я даже не задумываюсь, а у Вас целая статья на тему.С благодарностью за все, что Вы для нас делаете

    + 02
  34.  По-моему в Даунтоне было только два сильных и интересных характера: старая графиня и Томас… и к сожалению они совершенно не пересекались по сюжету.  Все остальные стереотипные, ходульные и сентиментальные «герои одной идеи». Примерно с середины сериала я проматывала все, что не Мэгги Смит и не Томас. То есть деления на слуг и господ для меня не было, были интересные герои и неинтересные. Сценарий скверный, состряпан на ходу, временами абсурдно-смехотворен. Наследник титула, который быстро женился, быстро овдовел, быстро ушел на войну, потом быстро вернулся, чтобы попить чай, потом опять вернулся на войну… потом снова быстро женился и мгновенно умер… это все невозможно воспринимать серьезно. Но самое большое разочарование для меня в этом сериале — Елизабет МакГоверн, она мне вообще очень нравится в других фильмах, но эта роль даже близко не позволила ей «разыграться», от плоской слащавости ее героини меня слегка мутило… и костюмы у нее были ужасные, как впрочем и у всех остальных. Я запомнила только два интересных момента не относящиеся к Томасу и старой графине: когда у кухарки расстреляли племянника за дезертирство,  и когда появился Ричард И. Грант и начал крутить то-сё с Елизабет МакГоверн, и мне сразу захотелось снова посмотреть The Scarlet Pimpernel, где они играли вместе. Вот, кстати отличный исторический сериал, если кто-то не видел. Я люблю скорее исторически-приключенческие сериалы, чем костюмные… Если честно, я забыла какой был вопрос… Ааа,  The Halcyon  я не видела, хотя записала на всякий случай. 

    + 53
    • Согласна с вами по всем пунктам, кроме Томаса. Его я тоже проматывала-)) Только Maggy Smith там стоило смотреть: What is weekend?

      + 00
      • Да? А что не так с Томасом?  Томас — это замечательный deviuos psychopath, который почти неизбежно присутствует в любой организации, ненавидит всех и всегда, иногда ненавидит себя и все время мечется между желанием стать как все и желательно намного лучше всех или остаться собой, психопатом.. По-моему, хороший жизненно-противоречивый персонаж..  Я таких томасов встретила в жизни аж 5 штук,  так что возможно у меня это painful joy of recognition 🙂 Да да да,   Maggie Smith абсолютно бесподобна, некоторые ее реплики были вполне достойны Оскара Уайлда. 

        + 31
        • Ну какой же он психопат. Он — сломанный человек, закрывшийся от мира. Но тоже один из моих любимых персонажей там)

          + 00
        • Даа… Maggie Smith , не побоюсь этого слова, она из великих актрис современности.

          + 00
  35. Спасибо! Прям настроение подняли)). Вспоминаю множество приятелей юности, романтизирующих «стародавние» времена и зачитывающиеся фэнтези. Мой троллинг, что не в башне замка принца б дожидалась, а в навозе ковырялась, а если повезёт, то от грязного хозяйства, своры детей бы головы не подымала и лет до 35 загнулась бы от какой-нибудь инфекции или воспаления. Ой, забыла,- если б родилась красивой, — то запытали бы или сожгли. У мужчин вместо инквизиции — войны и прочие разборки.

    + 00
  36. p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 11.0px Helvetica}
    span.s1 {letter-spacing: 0.0px}

    А я в сторонке от хозяев и слуг постою, у меня в предках духовенство))
    Вообще Аббатство Даунтон — не тот сериал, в котором ассоциируешь себя с героями. И потому что их реалии крайне далеки от сегодняшних, и потому, что он вообще не о том. Я его смотрела с удовольствием: качественно снят, красивые локации, костюмы, некоторые персонажи весьма интересны (Есть ли вообще люди, которым не нравится графиня?)). Да и иногда устаешь от чересчур динамичных или тяжелых сериалов, а этот — такая жвачка для мозга, все действие очень размеренное и расслабляет) Но нет в нем такой глубины, которая вызывала бы сильные эмоции, да и не нужна она. 
    Лавиния, а вы не смотрели Another Period?

    + 00

Оставить комментарий